|
|
Программа развития МОУ СОШ с.Тимофеевка на 2011-2016 г.г.
|
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕЛА ТИМОФЕЕВКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
на 2011-2016 годы
с. Тимофеевка
Содержание программы развития
1. Паспорт программы.
2. Введение
3. Информационная справка об образовательном учреждении
4. Блок аналитического и прогностического обоснования программы
5. Концепция желаемого будущего состояния школы как системы
6. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние
1. Паспорт программы.
Наименование программы Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
Разработчики программы Педагогический коллектив общеобразовательного учреждения, Совет Школы
Исполнители программы Администрация, педагогический коллектив, ученический коллектив, родители
Основания для разработки Программы развития 1. Закон Российской Федерации "Об образовании"
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы" от 07.02.2011 г. N 61
3. Приоритетный национальный проект "Образование"
5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
6. Закон о бюджетных организациях Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Периоды и этапы реализации
Программы -первый этап - 2011-2012 годы: разработка и внедрение структурных инноваций в деятельность школы в новых организационно-экономических условиях;
-второй этап - 2013-2014 годы: переход к устойчивой реализации новой модели организации современной образовательной среды и ее содержания;
-третий этап - 2015- 2016 годы: мониторинг эффективности работы по внедрению Программы развития, разработка стратегии дальнейшего развития образовательного учреждения.
Цели
программы 1. Обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
2. Развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья и обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизация системы образования и воспитания учащихся, способствующей формированию личности.
3. Создание условий для развития самостоятельных качеств каждого ребенка, обеспечивающих проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям стремлением к творчеству и успеху в современном быстро меняющемся мире, через работу органов школьного самоуправления, детских и молодёжных общественных объединений, педагогических отрядов.
Основные задачи программы 1.Обеспечение условий для реализации прав школьников на образование, создание условий для формирования предметных теоретических знаний и реализации их индивидуальных возможностей.
2.Формирование ключевых деятельностных компетенций - креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций и способности к самообучению.
3.Повышение качества и инновационного характера образования за счет реализации регионального компонента государственного образовательного стандарта, интеграции ресурсов школы и учреждений дополнительного образования района и новых педагогических технологий.
4.Совершенствование содержания образования, его организационных форм и технологий, включающее:
- эффективное использование образовательных программ: "Перспектива", "Гармония", "Школа 2100", "Школа России".
- организацию предпрофильной (в основной школе) и профильной (в старшей школе) подготовки, через конструирование варианта учебного плана и интеграции с учреждениями дополнительного образования города и района, работы факультативов, введение элективных курсов на основе выбранных учащимися и их родителями образовательных траекторий, организацию индивидуального обучения, обучения на дому, дистанционного обучения;
- постоянный анализ и на его основе формирование более эффективных средств работы с результатами обучения, использование в этих целях информационно-коммуникационных технологий.
5.Реализация Программ воспитательной системы школы "Я расту", "Мой выбор", "Лидер".
6.Организация сохранения и укрепления здоровья учащихся путём внедрения здоровьесберегающих технологий, развитие системы внеклассной спортивной работы, питания учащихся за счет средств родителей.
7.Обеспечение безопасности детей в школе в учебное и внеучебное время.
8.Создание целостной и непрерывной системы школьного самоуправления, с приоритетной педагогической направленностью.
9. Поддержка действующих и создание новых детских и молодёжных общественных объединений (исходя из социального заказа и возможностей ОУ)
Ожидаемые результаты реализации программы 1. Качественное обновление содержания обучения и воспитания обучающихся.
2. Повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических работников;
3. Повышение качества образования.
4. Повышение социальной активности школьников, направленной на конструктивное решение возникающих проблем.
5. Снижение негативных социальных явлений в детско- молодежной среде.
6. Увеличение количества учащихся, занятых в самоуправлении.
7. Увеличение количества учеников - членов детских и молодежных общественных организаций школы.
8. Оптимальное функционирование "шефских" педагогических отрядов.
Структура программы 1. Паспорт программы.
2. Введение
3. Информационная справка об образовательном учреждении
4. Блок аналитического и прогностического обоснования программы
5. Концепция желаемого будущего состояния школы как системы
6. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние
2. Введение
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Тимофеевка на 2011-2016гг. представляет собой долгосрочный управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, концептуальный проект желаемого будущего состояния школы, план реализации перехода к желаемому будущему. Руководствуясь Законом Российской Федерации "Об образовании", Постановлением Правительства Российской Федерации "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы" от 07.02.2011 г. N 61, Законом о бюджетных организациях "Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"", практическими рекомендациями ученых педагогов (Я.Корчака, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, Л.С.Выготского) педагогический коллектив и представители Совета Школы разработали проект программы развития МОУ СОШ с.Тимофеевка на 2011-2016 годы. Выполнение Программы обеспечивается средствами бюджета школы и спонсорскими средствами.
Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.
Заказчиком Программы выступает Совет школы, администрация муниципального района Ставропольский, родители учащихся школы, отдел образования муниципального района Ставропольский.
Разработчиками Программы является администрация, педагогический коллектив школы, Совет школы.
Программа обсуждалась на заседании педагогического совета (протокол N 8 от 17.06.2011 г.), Совета школы (протокол N 4 от 20.06.2011 г.).
Сайт школы в Интернете http://timofeevka-sch.cuso-edu.ru/
3. Информационная справка об образовательном учреждении
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка. Адрес: 445140 Самарская область, м.р. Ставропольский, с.Тимофеевка, ул. Школьная 61 "а".
Тел: 8 (8482)403993
3. 1. Характеристика географических и социокультурных показателей ближайшего окружения ОУ
ОУ расположено в центре села, рядом находятся основные административные здания: администрация сельского поселения Тимофеевка, почта, детский садик "Росинка", Детская музыкальная школа, Дом культуры "Витязь", ФАП. Школе принадлежит территория 2,4 га, на которой расположен: футбольное поле, яма для прыжков, спортивный городок, здание мастерской, учебно-опытный участок, игровая площадка, парк, полоса препятствий, баскетбольная и волейбольные площадки.
3.2. Характеристика состава обучающихся
Численность обучающихся по ступеням обучения, количество классов:
Ступень Численность учащихся по ступеням
Начальная 136
Основная 141
Средняя 12
Всего классов: 16 Итого по школе: 289
Все учащиеся проживают на территории села Тимофеевка.
3.3. Результаты учебной деятельности
В сравнении Кол - во учащихся
на конец учебного года Отличники На 4 и 5 Не успевают
Кол - во % Кол - во % Кол - во %
2008 - 2009 уч. год 259 8 3,9 64 32 1 0,4
2009 - 2010 уч. год 285 7 3,2 69 31 0 0
2010 - 2011 уч. год 289 5 2 97 38,5 0 0
- Средний балл аттестата о среднем (полном) общем образовании - 4,3 балла
11 класс
В сравнении
Кол - во учащихся
Отличники
На 4 и 5
Не успевают
Начало
года Конец года Кол - во % Кол -во % Кол -во %
2008 - 2009 уч. год 15 15 0 0 4 27 0 0
2009 - 2010 уч. год 16 17 2 12 6 36 0 0
2010 - 2011 уч. год 12 12 0 0 7 58 0 0
9 класс
- Средний балл аттестата об основном общем образовании - 3,9 балла
В сравнении
Кол - во учащихся
Отличники
На 4 и 5
Не успевают
Начало
уч. года Конец
Уч. года Кол - во % Кол - во % Кол - во %
2008 - 2009 уч. год 19 19 0 0 8 42 0 0
2009 - 2010 уч. год 28 28 0 0 3 11 0 0
2010 - 2011 уч. год 25 25 0 0 4 16 0 0
4 класс
В сравнении.
Кол - во учащихся
Отличники
На 4 и 5
Не успевают
На начало уч. года На конец
уч. года Кол - во % Кол - во % Кол - во %
2008 - 2009 уч. год 33 32 3 9,4 12 38 0 0
2009 - 2010 уч. год 23 23 1 4,4 8 35 0 0
2010 - 2011 уч. год 38 38 2 5,3 15 39,5 0 0
Результаты ГИА 2010 - 2011 г.
9 класс
Предмет Количество выпускников 5 4 3 Успеваемость
% Качество
%
Русский язык 25 2 12 11 100 56
Математика 25 5 20 0 100 100
Результаты ЕГЭ 2010 - 2011 г.
11 класс
Предмет Количество выпускников Средний балл Успеваемость
%
Русский язык 12 57 100
Математика 12 47 100
3.4. Результаты внеучебной деятельности за 2010-2011 учебный год
Четвёртый год подряд на территории МОУ СОШ с.Тимофеевка активно продолжает свою деятельность детское и молодёжное общественное объединение "СТИМ", куда входят не только ученики школы, но и выпускники. "СТИМовцы" три года подряд являлись организаторами районного мероприятия "Мисс и Мистер Ставропольского района", "День призывника", "Спартакиада инвалидов и ветеранов", были активными участниками следующих мероприятий:
-Городской турстсткий слёт "Золотая осень 2010"
-Районный турнир эрудитов "Что? Где? Когда?"
-Районный конкурс театрализованных представлений, пропагандирующих безопасность дорожного движения
- Районный конкурс "Молодёжная столица"
- Областной лагерь "63 регион"
Также третий год подряд активную деятельность ведёт детская общественная организация "Пионерский отряд "СТИМ"", руководителем, которого является Глазунова В.Г. Участники пионерского отряда входят в детскую общественную организацию "Пионеры Тольятти" и под эгидой данной организации принимали участие в городских и областных мероприятиях, таких, как:
- II Областной пионерский слёт
- Городской слёт памяти, посвященный воинам-интернационалистам
- Городской профильный слёт "Школа пионерского актива"
Руководитель ДОО "Пионерский отряд "СТИМ"" (также руководитель кружка "Пионер") Глазунова В.Г., а также самые активные участники пионерского отряда (Андриевская М., Бакин М., Карцева А.) награждены благодарственными письмами от имени ТГДОО "Пионеры Тольятти" и ЦВР "Диалог".
Второй год в начальной школе действует детская общественная организация "Волгарята", руководитель - почетный работник общего образования Воробьева Ольга Сергеевна. Работа ведется по направлениям- спортивное, развитие творческих и познавательных способностей, здоровьесбережение. Традиционным стал праздник "Осенины", на котором торжественно принимают новых волгарят в организацию.
Хочется обратить особое внимание на то, что тимофеевские школьники принимали участие в мероприятиях различного масштаба не только в течение учебного года, но и в каникулярное время (летом). В течение лета 2010 года ученики МОУ СОШ с.Тимофеевка, участники ДиМОО "СТИМ", ДОО "Пионерский отряд "СТИМ"" приняли участие в:
- Областном конкурсе "Лидер 21 века" (г. Кинель, 7-12 июня)
- Областном фестивале волонтёров "Свежий ветер" (с.Зольное, 20-27 июня)
- Областном обучающем семинаре "Молодёжь в действии" (г.Новокуйбышевск, 2-4 июля)
- Областном фестивале ЮИД (с.Зольное, 7 - 11 июля)
- II Областном лагере "63 регион" (Нефтегорский район, 11-17 июля)
В общем итоге, ученики МОУ СОШ с.Тимофеевка, участники ДиМОО "СТИМ", ДОО "Пионерский отряд "СТИМ"" за 2010-2011 учебный год достигли следующих результатов:
1. Городская спортивно-патриотическая игра "Зарница" - 1 место
2. "VIII Межрегиональный фестиваль волонтёров, работающих по программе "Свежий ветер"" - 2 место
3. Областной молодёжный лагерь "63 регион" - сертификат 1,2,3 степени
4. Районный семинар школьного актива "Лидер" - сертификат 1,2 степени
5. Районный конкурс театрализованных представлений, пропагандирующих безопасность дорожного движения- 2 место
6. Районный конкурс "Молодёжная столица 2010 года" - 1 место
7. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Общекомандный зачёт группа "А" - 1 место
8. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Туристская полоса препятствий - 3 место
9. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Туристские навыки - 1 место
10. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010".Техника водного туризма - 1 место
11. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Ночное спортивное ориентирование - 1 место
12. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Конкурс песни - 2 место
13. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Соревнования по футболу - 1 место
14. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Соревнования по волейболу - 2 место
15. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Конкурс поваров - 1 место
16. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Конкурс тур.отчётов - 1 место
17. Традиционный городской туристский слёт "Золотая осень 2010". Краеведческая викторина - 2 место.
18. Районный конкурс "Безопасное колесо 2011". Основы ПМП - 2 место.
Личные достижения учеников:
1. "Ассамблея детских и молодёжных объединений г.о. Тольятти" - сертификат 1 степени (Карцева А.)
2. Премия Главы м.р. Ставропольский "Талантливые и одарённые" - (Каленская И., Полякова К., Чаганова Е., Зиннатулина Р.)
3. "VIII Межрегиональный фестиваль волонтёров, работающих по программе "Свежий ветер"" - 2 место (Николаева С.)
4. Районный конкурс "Безопасное колесо 2011". Основы ПМП - 2 место (Киреева А.)
Личные достижения учителей:
1.Конкурс профессионального мастерства "Учитель Года России-2010" - диплом победителя интернет - голосования за лучший сайт участника конкурса (Борзаков Д.В.)
2.Всероссийский конкурс работников образовательных учреждений "Воспитать человека 2011" - диплом победителя 3 степени (Борзаков Д.В.)
3. Конкурса лучших учителей Российской Федерации (в рамках реализации проекта "Образование") - диплом победителя (Борзаков Д.В.)
3.5. Содержание и технологии образовательного процесса
3.5.1. Описание содержания и технологий образовательного процесса.
Особенности учебного плана.
Учебный план начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования составлен на основе Базисного учебного плана образовательных учреждений Самарской области, реализующих программы общего образования.
Базисный учебный план утвержден приказом Министерства образования и науки Самарской области от 04 апреля 2005 года N 55-0Д.
Учебный план составлен с учетом анализа результатов работы школы в 2009-2010 учебном году, социального заказа на образовательные услуги, изучения состояния здоровья учащихся, исходя целей и задач на 2010-2011 учебный год.
Школа работает в режиме пятидневной учебной недели.
Разработанный учебный план :
- сохраняет обязательный базовый компонент, учитывает региональный;
- содержит обязательный минимум начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования;
- предусматривает соблюдение рационального баланса между федеральным и региональным компонентами и преемственности обучения.
Часы вариативной части используются на выполнение социального заказа.
Во 2-4 классах предусмотрены индивидуальные и групповые занятия по чтению по 1 часу в связи с тем, что обучается много детей иноязычного про¬исхождения.
Часы вариативной части используются на изучение английского языка во 2¬-4 классах по 2 часа и на расширение программы по математике во 2-4 классах по 1 часу (преподавание математики ведется по программе Л.Г.Петерсон с элементами развивающего обучения).
Учебная нагрузка на учащихся не превышает максимальный объем обяза¬тельной нагрузки.
Учебный план 5-11 классов соответствует базисному учебному плану ОУ Самарской области.
Учебная нагрузка каждого ученика состоит из часов, отведенных на базо¬вый компонент и из часов школьного компонента. В сумме она не превышает максимальный объем обязательной нагрузки.
Часы вариативной части используются для :
- деления на подгруппы на уроках технологии в 5-8 классах;
- проведения уроков черчения в 8-9 классах по 1 часу в неделю, индивидуально-групповых занятий по математике в 8-9 классах по 1 часу в неделю, русскому языку в 9 кл.(для подготовки к ГИА), ОБЖ в 5-7,9 классах по 1 часу в неделю, ИЗО в 5,7 классах по 1 часу в неделю, биологии в 6 классах по 1 часу в неделю, технологии в 8 а, б классах по 1 часу в неделю.
Инвариантная часть учебного плана в 11 классе включает:
- обязательные учебные предметы по выбору ОУ на профильном уровне в 11 классе: математика, физика, химия.
- обязательные учебные предметы по выбору образовательного учреждения и обучающихся, реализующих содержание федерального компонента на базовом уровне и не являющихся обязательными в 11 классе: биология, информатика, основы безопасности жизнедеятельности.
- элективные курсы в 11 классе - 3 часа (1. Решение уравнений и неравенств с параметрами. 2. Основы современного права. 3. Хромосомы и гены)
Вариативная часть (компонент образовательного учреждения): индивидуально-групповые занятия в 11 классе по математике, русскому языку, истории, обществознании, химии для подготовки к ЕГЭ.
3.5.2 Реализация программ дополнительного образования
N Всего учащихся Количество кружков и секций на территории школы, села, города Количество занимающихся детей В % отношении
1. 289 10 (на территории села)
9 (в городе) 208 72
Наименование программ дополнительного образования
(на территории МОУ СОШ с.Тимофеевка) Количество человек, посещающих кружок (секцию),
работающий по данной программе
Футбол 22
Классические танцы 17
Тхэквондо 17
Актёрское мастерство 12
Батик 12
Вокал 20
Вольная борьба 12
Пионер 30
ЮИД 6
3.5.3 Описание значимых для потребителей образовательных услуг условий образовательного процесса.
3.5.3.1. Здоровьесбережение учащихся.
Количество учащихся по группам здоровья.
Группа I группа II группа III группа IV группа
Кол-во человек 12 219 56 2
Количество обучающихся,
посещающих спортивные секции на территории школы
Название кружка Футбол Тхэквондо Вольная борьба
Кол-во участников 22 17 12
Меры по охране и укреплению здоровья учащихся
В рамках решения задачи формирования осознанного отношения к своему здоровью проведена работа:
- в школе проводится углубленный медицинский осмотр учащихся ежегодно, врачом-педиатром проведено распределение учащихся по группам здоровья и по группам физического здоровья. Поэтому осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры;
- реализуется программа "Здоровье";
- изменено расписание уроков, режим дня (рациональное сочетание урочных и внеурочных форм здоровьесбережения);
- проведено анкетирование учащихся по сформированности ЗУНов, необходимых для устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, которое показало, что количество учащихся с устойчивой мотивацией неуклонно растет;
- удовлетворены индивидуальные запросы учащихся - работают 3 секции "Футбол" младшая и старшая группы, секции "Тхэквандо", "Вольная борьба".
- обеспечен свободный доступ в спортзал и к спортинвентарю.
- 72% педагогов овладели здоровьесберегающими технологиями.
- 1 раз в четверть руководители МО проводят контроль объема домашнего задания учащихся;
- ежемесячно проводятся часы здоровья, раз в четверть - день здоровья, на уроках ежедневно физкультминутки.
- активное участие в спортивных мероприятиях района, города, области (Тур. слёт, Олимпиады по различным видам спорта, Спартакиады, "Зарница" и т.п.)
- обязательно проводятся ежемесячные чемпионаты школы по различным видам спорта (Например: сентябрь:1-я малая Спартакиада села Тимофеевка, кросс; октябрь: чемпионат по футболу; ноябрь: чемпионат по волейболу; декабрь: чемпионат по настольному теннису; январь: чемпионат по ритмической гимнастике, шашкам и т.д.)
Описание кадрового ресурса образовательного процесса.
Персонал Количество
Административный 3
Педагогический 20
Вспомогательный 9
Кадровое обеспечение:
Кол-во Образование Категория Стаж работы
высшее Средне-специальное высшая первая вторая До 5 лет 5-10 лет 10-20 лет
Свыше 20 лет
18 5 3 10 1 2 2 9 10
3.6. Внешние связи и имидж ОУ
3.6.1. Партнерства образовательного учреждения.
МОУ СОШ с.Тимофеевка традиционно поддерживает сотрудничество со следующими учреждениями:
1. Детская музыкальная школа села Тимофеевка; (дополнительное образование, совместные сельские мероприятия "День Победы", "Масленица", "День Матери" и т.п.)
2. Комитет по делам молодёжи, физической культуре и спорту м.р. Ставропольский; (совместные мероприятия "День молодёжи", "Мисс и Мистер Ставропольского района" 3 год подряд организуется и проводится силами активистов ДиМОО "СТИМ" и т.п.)
3. ДК "Витязь" (с. Тимофеевка) (дополнительное образование, совместные сельские мероприятия "День Победы", "Масленица", "День Матери" и т.п.)
4. Первичная организации инвалидов и ветеранов труда (с.Тимофеевка)
(совместные сельские и районные мероприятия "Радуга надежд", "Спартакиада инвалидов и ветеранов труда", "Осенний калейдоскоп" и т.п. Как итог, благодарственные письма ученикам школы от данной организации)
5. Библиотека с. Тимофеевка
(совместные мероприятия "День читателя", "Война глазами детей" и т.п.)
6. Детский сад "Росинка" (с.Тимофеевка)
(совместные сельские, районные мероприятия "Зелёный огонёк", "Внимание! Дети!" и т.п. Как итог, благодарственные письма ученикам школы от данной организации))
7. ОГИБДД по муниципальному району Ставропольский.
(совместные сельские, районные, областные мероприятия "Безопасное колесо", "Внимание! Дети!" и т.п. Как итог, благодарственные письма ученикам школы от данной организации))
8. Тольяттинский техникум сервисных технологий и предпринимательства.
(предпрофильные курсы)
9. ДОО "Городской МЭКОМ-КЛУБ"
(совместные городские, областные мероприятия "МЭКОМ", "Инвестор", выездные семинары, экономические игры и т.п. Как итог, благодарственные письма, дипломы, грамоты ученикам школы от данной организации)
10. Комитет по физической культуре и спорту мэрии городского округа Тольятти;
(совместные городские, областные мероприятия турслёт "Золотая осень", "Жигулёвская кругосветка" и т.п. Как итог, благодарственные письма, дипломы, грамоты ученикам школы от данной организации )
11. ООО "АРТ-принт"
(предпрофильные курсы)
12. МОУ ДОД ЦВР "Диалог"/ ТГДМОО "Пионеры Тольятти"
(совместные городские, областные мероприятия "Школа пионерского актива" "Пионерская туриада", "Зарница" , выездные семинары и т.п. Как итог, благодарственные письма, дипломы, грамоты ученикам школы от данной организации)
13. "Агентство по реализации молодёжной политики" (г. Самара)
(совместные городские, областные мероприятия "63 регион", "Лидер 21 века" выездные семинары и т.п. Как итог, благодарственные письма, дипломы, грамоты ученикам школы от данной организации и Министерства по делам молодёжи, физической культуры и спорту Самарской области)
Также с данными организациями проводится обмен методиками воспитательной работы, инновационными технологиями.
Благодаря этому реализуется программа дополнительного образования; реализация способностей, интересов; организация досуга ребенка.
Периодически проводятся встречи с представителями ИДН, ГПН, ГИБДД, центра "Семья". С помощью этих структур осуществляются программы:
- по профилактике социально-значимых заболеваний;
- профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школ;
- по технике безопасности жизнедеятельности во время и после учёбы.
3.6.2. Общая характеристика социальной активности ОУ
Ученики и педагогический коллектив МОУ СОШ с.Тимофеевка принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий местного (сельского), районного, городского и областного масштабов.
В течение 2010 - 2011 учебного года совместно с ОУ были проведены:
1. Традиционные сельские праздники:
День пожилого человека (октябрь), День инвалида (июль), Малые Олимпийские игры (сентябрь, апрель), Масленица (февраль), День Победы (май);
2. Районные мероприятия:
Мисс и Мистер Ставропольского района (март), День призывника (октябрь), День медицинского работника (июнь), День сельского работника (май), Спартакиада инвалидов и ветеранов труда (июнь).
3.6.3. Информация в СМИ
Периодически материалы, связанные с деятельностью МОУ СОШ села Тимофеевка публикуются в районной газете "Ставрополь на Волге", городской "Городские ведомости", "Тольяттинское обозрение", областной "Волжская коммуна", "Молодёжный акцент". Выходят репортажи на ТВ "ВАЗ" ВЕСТИ 24, "Губерния" ("Дорожный патруль", "Тольятти в деталях", "Есть вопросы"), публикуются на сайтах: www.alfa-samara.com; www.sammol.ru; www.96fm.ru; mdmst.tatar.ru; samara-online.ru; sms.vaz.ru.
Выходят репортажи на радио: "Авторадио Тольятти", "Скат".
4. Блок аналитического и прогностического обоснования программы.
Приведённые выше результаты работы школы, кадровое и материальное оснащение школы, дают основания считать, что коллектив в годы, предшествующие разработке "Программы развития МОУ СОШ с.Тимофевка на 2011-2016 годы" успешно решал задачи умственного, нравственного, социального и физического развития учащихся. Каждому ребёнку были созданы необходимые условия для его личностного развития, удовлетворения его потребностей и возможностей в получении образования.
Структура школы полностью соответствует заявленной в Программе. Процесс обучения строился на основе государственных программ, в которые были внесены небольшие изменения, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей учащихся и родителей. Большое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья учащихся, внедрения здоровье сберегающих технологий, соответствия условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и родителей. В школе функционировали творческие группы учителей по общим педагогическим проблемам, успешно решалась задача повышения профессионального мастерства учителей, переподготовки педагогических и руководящих кадров.
Работа в школе строилась на основе реализации программ "Здоровье", "Лидер", "Мой выбор", "Я расту".
Наиболее успешно был реализован план перехода школы в новое качественное состояние по следующим направлениям программы развития:
• совершенствование работы по преемственности между ступенями обучения путем активного участия детских общественных организаций в данной проблеме, регулярного проведения педагогических консилиумов по вопросам преемственности и организации внутришкольного контроля по предметам;
• обновление содержания образования в соответствии с Концепцией модернизации российского образования; изменения в технологиях обучения;
• использование новых информационно-коммуникационных технологий;
• создание детских общественных организаций.
Но говорить о полном решении заявленных целей и задач нельзя: необходимо активизировать работу по внедрению инноваций в деятельность школы, систематизировать внедрение информационных технологий, развивать общественное управление и внешние связи школы, разработать систему поощрения наиболее результативных учителей. У значительной части школьников не сформированы активная гражданская позиция, система ценностей здорового образа жизни и способность противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье. Увеличивается число обучающихся с отклонениями в здоровье. Возможности информационных технологий не в полной мере используются учащимися как образовательный ресурс в учебной и внеучебной деятельности.
Основным результатом образования, как отмечается в программе модернизации российского образования, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Следовательно, необходимо также отслеживать результаты образования с точки зрения сформированности ключевых компетенций, искать пути их повышения.
Всё это требует разработки новой Программы развития школы на 2011-2016 годы.
На основе проблемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена новая программа развития:
Проблема первая - обеспечение дальнейшего роста качества образования, оценка результатов образовательной деятельности школы. Анализ результатов работы школы по показателю уровня обученности, качества обучения и воспитания показал, что снижение качества образования не выявлено.
Проблема вторая - высокое число учащихся, имеющих отклонения в здоровье.
Проблема третья - медленное внедрение в педагогическую деятельность новых образовательных педагогических технологий, прежде всего информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, проектных.
Проблема четвертая - недостаточная эффективность в организации инновационной деятельности.
Проблема пятая - недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования , участия общественности в управлении школой.
Проблема шестая - необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.
Проблема седьмая - необходимость укрепления материально- технической базы.
Педагогический коллектив школы способен обеспечить высокий уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.
Данную ситуацию возможно изменить при условии создания информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах.
На решение проблем, выявленных в ходе анализа, направлена новая программа развития школы на 2011-2016 годы.
5. Концепция желаемого будущего состояния школы как системы.
Концепция развития школы:
- разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с Законом РФ "Об образовании", с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, государственными стандартами общего среднего образования, Стратегией развития системы образования Российской Федерации и Ставропольского края до 2020 года, Концепцией модернизации российского образования, приоритетного национального проекта "Образование", инициативой Президента РФ "Наша новая школа", нормативными документами управления образованием и Уставом школы;
- предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;
- исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.
Основные задачи программы развития нашей школы - это анализ возможностей развития индивидуальных способностей и наклонностей личности в рамках личностно-ориентированного образования с использованием современных образовательных технологий и введения профильного обучения.
Основным средством реализации предназначения нашего учреждения является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ, формирования у них базовых ключевых компетентностей.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сформулировал требования современной школе. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.
Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.
Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.
При внедрении данной программы должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система функционирования органа школьного самоуправления, детских общественных организаций.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Развитие "шефского" педагогического движения.
5. Здоровье школьников.
Переход потребует специально выстроенной системы управления изменениями, а также обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью понимаем способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.
Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция, которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В концепции обозначено в качестве приоритета школьной системы образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:
• готовность к разрешению проблем,
• технологическая компетентность,
• готовность к самообразованию,
• готовность к использованию информационных ресурсов,
• готовность к социальному взаимодействию,
• коммуникативная компетентность.
Реализация ключевых компетентностей позволит гражданину успешно адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Достижение нового результата - формирования ключевых компетентностей - является приоритетной задачей педагогического коллектива школы.
Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:
российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,
современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу для решения новых задач, стоящих перед человеческим обществом.
Эти ценности закладываются в основу образовательной программы, которая состоит из предметных программ, программ воспитания и социализации, школьных целевых программ.
Разработанная образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями в лице общественного совета) и образованием (педагогического коллектива школы) для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основные и дополнительные образовательные программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и развития потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями (высокомотивированные и одаренные дети, дети с проблемами в развитии и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья).
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы происходит уже сегодня.
Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.
Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:
- переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;
- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;
- переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.
Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа - школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности.
Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, практике субъект - субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания.
К настоящему времени накоплен большой опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся. Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и др.
Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощь в воспитательной работе с детьми разных национальных культур.
Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты. Должна претерпеть изменения роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.
Материальная составляющая инфраструктуры школы направлена на обеспечение физической и психологической безопасности. Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы.
Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ- компетентностью. Важно, что в каждом предмете мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ - инструменты деятельности.
Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.
Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
6. Стратегия и тактика перехода школы в новое состояние.
6.1. План действий по реализации программы.
N п/п Основные мероприятия Сроки Ответственный
1. Сохранение и развитие действующей системы образования в школе.
1. Обеспечение сохранения единой системы с целью получения полного общего образования с учётом запросов обучающихся и социального заказа до 2016 г. администрация
2. Изучение социального заказа родителей:
- тестирование;
- собеседование. ежегодно администрация,
классные руководители
3. Учёт детей дошкольного и школьного возраста ежегодно администрация, учителя
4. Предпрофильное обучение в 9 классе через выбор обучающимися курсов ежегодно администрация,
учителя
6. Организация контроля выполнения всеобуча постоянно администрация
7 Организация подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме ежегодно администрация
8 Организация подготовки обучающихся 9 класса к итоговой аттестации в форме ГИА, введение в практику работы компьютерного тестирования по подготовке к ГИА по математике и русскому языку ежегодно администрация
9 Проведение педсовета "Индивидуализация учебно- воспитательного процесса" 2012 г. администрация
10. Проведение педсовета "Применение информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности" 2011 г. администрация
11. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность с использованием средств ИКТ (создание презентаций, сайтов, программ для компьютерной поддержки уроков) 2011-2016 г.г. учителя- предметники
12. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ ежегодно администрация
учителя - предметники
13. Подготовка докладов, сочинений, рефератов по отдельным темам с использованием ИКТ ежегодно учителя- предметники
14. Разработка методических и учебных материалов ежегодно администрация
15. Проведение семинаров, тренингов, круглых столов для обучения и консультирования учителей по вопросам использования ИКТ ежегодно администрация
16. Применение новых информационных технологий для управления качеством образования ежегодно администрация
17. Совершенствование учебных умений и навыков самообразовательной работы учащихся при условии эффективного использования времени индивидуальных консультаций, групповых форм сотрудничества 2011-2016 г.г. администрация
18. Оказание методической помощи молодым педагогам постоянно администрация,
руководители методобъединений
2. Совершенствование воспитательной системы.
1. Активизация деятельности ученического органа самоуправления "Школьный парламент", ДиМОО "СТИМ", ДОО "Пионерский отряд "СТИМ"", ДОО "Волгарята" постоянно зам. директора по ВР, актив школы ДОО, ДиМОО
2. Реализация программы воспитательной системы по следующим направлениям:
- педагогическое ("шефское");
- военно - патриотическое;
- туристско - краеведческое;
- здоровьесберегающее. 2011-2016 г.г. зам. директора по ВР
3. Создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.
1. Проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся на основании медицинского обследования ежегодно администрация школы, фельдшер ФАП
2. Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий 2011-2016 г.г. администрация, учителя
3. Проведение в школе Дней Здоровья
и месячников по формированию здорового образа жизни ежегодно
октябрь, апрель
администрация, орган ученического самоуправления
4. Обеспечение горячим питанием обучающихся постоянно классные руководители, родители
5. Организация летнего оздоровительного лагеря на принципах социального подхода ежегодно, июнь начальник лагеря, педагоги школы, фельдшер ФАП, вожатые
6. Обеспечение участия школьников во всех массовых видах спорта, оздоровительных мероприятиях ежегодно администрация, учитель физкультуры, классные руководители
7. Обеспечение санитарно- гигиенических условий для обучения и воспитания обучающихся постоянно директор школы
4. Кадровая политика.
1. Обеспечение социально- правовых гарантий для педагогов, соблюдение охраны труда и техники безопасности 2011-2016 г.г. администрация
2. Разработка плана повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечение его выполнения ежегодно администрация
3. Участие педагогов в районных, областных конкурсах ежегодно администрация
4. Обеспечение педагогов программными, учебно- наглядными пособиями ежегодно администрация
5. Применение положения о стимулировании педагогов, активно внедряющих инновационные технологии в образовательном процессе ежегодно администрация
6. Формирование портфолио учителей 2011-2012 г.г. администрация
6.2. Управление процессом реализации программы.
Функции управления Содержание деятельности
Информационно - аналитическая Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем в педагогике, психологии, дидактике научно- методического материала о состоянии работы в школе
Мотивационно - целевая Определение целей по деятельности коллектива и отдельных звеньев, направленной на реализацию программы
Планово- прогностическая Прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива
Организационно- исполнительская Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации учителей
Контрольно - оценочная Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно- воспитательного процесса в соответствии с программой
Регулятивно - коррекционная Обеспечение поддержания системы учебно- воспитательного процесса в соответствии с программой, устранение нежелательных отклонений в работе
Корректировка программы осуществляется педагогическим советом и Советом школы. Управление реализацией программы осуществляется председателем Совета школы, директором и заместителями директора школы.
6.3. Задачи, связанные с дальнейшим развитием школы:
1. Оптимальная организация учебно - воспитательного процесса.
Дошкольное образование.
В условиях новой школы, где дошкольное образование является важнейшей ступенью единого образовательного процесса, основными задачами становятся:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
- создание благоприятных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- создание развивающей предметно - нравственной среды и условий для разнообразной деятельности детей;
- внедрение новых педагогических технологий;
- вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
Общее образование:
- обеспечение участия в процессе совершенствования структуры, содержания и технологии общего образования в рамках развития образования в районе;
- внедрение инновационных образовательных технологий и принципов организации учебного процесса в практику деятельности общеобразовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;
- обеспечение интеллектуального развития детей путём участия в конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
- конкретная помощь обучающемуся со стороны педагогического коллектива в правильном выборе дальнейшего образования.
2.Воспитание школьников и дополнительное образование:
- совершенствование воспитательной системы образовательного учреждения;
- совершенствование системы профилактики социальных рисков детства;
- выявление реальных потребностей обучающихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности;
- внедрение в практику критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности.
3. Формирование физически здоровой личности:
- укрепление физического, психического здоровья обучающихся через включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- совершенствование материально- технической базы для организации качественного образовательного процесса;
- координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формирование стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;
- обеспечение горячим питанием всех учащихся;
- организация мониторинга состояния физического здоровья детей.
4. Кадры:
- создание условий для творческой работы и роста профессионального мастерства учителей через курсовую переподготовку;
- совершенствование системы стимулирования творчески, активно работающих учителей;
- совершенствование методической работы, формирование нового профессионального мышления;
- обеспечение современными программными и научно- методическими пособиями, необходимыми для модернизации образования.
5. Создание условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников:
- подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам личной и коллективной безопасности;
- совершенствование системы взаимодействия с правоохранительными органами при проведении массовых мероприятий;
- предупреждение правонарушений и проведение профилактических мер среди обучающихся;
- целенаправленная работа с родительской общественностью
о возросшей необходимости повышения ответственности и их активности в деле воспитания у детей соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности.
6. Внеурочная деятельность:
- обеспечение связи воспитательной деятельности школы с делами и заботами своего села, расширение краеведческой работы, "шефской" педагогической деятельности;
- проведение диагностического обследования с целью изучения интересов
и потребностей детей в создании кружков, секций;
- создание ситуации выбора для изучения педагогами интересов и потребностей обучающихся, для осознания детьми своих возможностей, а также своего ролевого участия на содержательном, организаторском, коммуникативном уровнях;
- развитие самоуправления в ученическом коллективе: работа школьного органа самоуправления, актива детских общественных организаций, использование методики "шефской" помощи, через внедрение педагогических отрядов, повышение роли актива детей
в организации учебной и внеурочной деятельности.
7. Расширение связей с окружающим миром, преодоление дефицита общения сельских школьников в рамках образовательного процесса:
- совершенствование формы организации образовательного процесса: проведение уроков, занятий старшими обучающимися для младших, проведение разновозрастных уроков с интенсивным общением (работа в парах, группах, защита проектов, организация игровых занятий, соревнований), творческих отчётов, театрализованных представлений, выполнение творческих исследовательских заданий с привлечением родителей, жителей села);
- организация совместной внеурочной деятельности детей разного
возраста: проведение общешкольных дел, создание разновозрастных временных и постоянных объединений для повседневной
работы и проведения общешкольных дел.
8. Материально- техническая база.
Материально-техническая база - необходимое условие функционирования образовательного учреждения и реализации программы развития. Дальнейшее совершенствование материально-технического обеспечения образовательного учреждения и его структурных подразделений современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами будет способствовать качественному решению тех задач, которые стоят перед образовательным учреждением.
6.3. Этапы внедрения и реализации Программы развития.
1 этап. Информационно-концептуальный.
Сроки реализации 2011-2012 год.
1. Комплексное диагностирование всех участников образовательного процесса:
- обучающихся (определяются особенности сформированности личностных сфер: познавательной, психофизической, мотивационной, действенно-практической, эмоционально-волевой, выявляются особенности познавательного стиля каждого ученика, его учебный профиль);
- педагогов (определяется уровень сформированности профессиональной компетентности, позволяющей им работать в режиме личностно-ориентированного образования, их возможные проблемы);
- родителей (определяется уровень их психолого-педагогической подготовки, возможность активно работать как полноправному партнеру по обучению, воспитанию, развитию своего ребенка).
2. Разработка проекта системы воспитательно-развивающей деятельности школы.
3. Создание службы психолого-педагогического сопровождения в школе.
4. Разработка системы переподготовки руководящих и педагогических кадров, реализация концептуальных идей личностно-ориентированного образования, создание целостной системы деятельности учителя, работающего в режиме личностно-ориентированного образования.
5. Выявление и проектирование ресурсного обеспечения необходимого для развивающей программы (программно-методических, нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов).
6. Разработка процессуальных и результативных показателей, характеризующих эффективность реализации программы на исходном, промежуточном и конечном этапе.
2 этап. Организационно - деятельностный.
Сроки реализации 2012-2015год.
1. Подбор, составление, рецензирование учебных программ.
2. Составление программ формирования ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков.
3. Апробация проекта системы воспитательно-развивающей деятельности школы.
4. Усовершенствование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
5. Подбор технологий, методик, методов, способов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся.
6. Характеристика структуры, организации внеурочной, внеклассной, внешкольной воспитательной работы.
7. Разработка портфолио обучающихся, где будет отражено: индивидуальный учебный план ученика, его индивидуальное расписание в первой и второй половине дня, степень усвоения предметных областей на уровне стандарта образования, углубленном коррекционно-развивающем уровне, уровень сформированности метазнаний, общеучебных умений и навыков.
8. Организация плановой работы по необходимому ресурсному обеспечению для эффективной реализации программы развития школы.
9. Проведение в конце 2013 года промежуточных замеров реализации целей и задач программы, обеспечивающих оценку эффективности и возможность коррекции.
3 этап. Контрольно - диагностический.
Сроки реализации 2015 - 2016 год.
Реализация мониторинга изменений, произошедших в школе за время внедрения основных направлений программы.
а) Степень реализации поставленных целей, задач связанных с организацией процесса обучения, воспитания, развития детей, внедрением концептуальных основ личностно-ориентированного образования, идей деятельностного компетентностного подходов.
- уровень эффективности, практической значимости реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ;
- уровень реализации основных компонентов системы комплексного развития и воспитания школьников;
- уровень эффективности, практической значимости для участников образовательного процесса реализации модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
б) Степень реализации поставленных задач и целей, связанных с результатами обучения, воспитания и развития:
- число обучающихся, закончивших основную школу;
- средний балл по ГИА;
- число обучающихся, успешно сдавших ГИА;
- число выпускников, продолжающих образование после окончания школы;
- количество преступлений и правонарушений, совершенных школьниками;
- степень удовлетворенности родителей качеством образования в школе.
- степень охвата обучающихся дополнительным образованием;
- число школьников, выбывших по неуважительным причинам.
в) Степень реализации задач, связанных с ресурсным обеспечением школы, возможности участникам образовательного процесса работать в режиме личностно-ориентированного образования.
- уровень программно - методического обеспечения;
- уровень нормативно-правового обеспечения;
- уровень кадрового обеспечения;
- уровень материально-технического обеспечения;
- уровень финансового обеспечения, создание условий морального и материального стимулирования педагогического коллектива.
г) Степень реализации изменений, связанных с управлением школой.
- эффективность государственно-общественного управления школой;
- эффективность работы органов самоуправления учащихся;
- число родителей, принимающих активное участие в процессе обучения, воспитания и развития своих детей, оценке деятельности школы;
- уровень взаимодействия школы с социальными партнерами;
4 этап. Подведение итогов работы школы за 2011- 2016 годы, оформление и тиражирование основных документов, созданных и апробированных в результате работы программы.
Сроки реализации 2016 год.
1. Подведение итогов работы школы по качеству образования.
- качество выполнения стандарта образования, определенного федерацией, регионом;
- качество выполнения социального заказа семьи, образовательных потребностей обучающихся;
- качество выполнения требований рынка труда, успешности дальнейшего профессионального образования обучающихся.
2. Подведение итогов работы школы по качеству ресурсного обеспечения личностно-ориентированного образования.
3. Эффективность изменения по управлению школой.
4. Оформление и тиражирование следующих документов:
- моделей индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
- программы формирования ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков обучающихся с первого по девятый класс;
- проекта системы комплексного воспитания и развития обучающихся.
6.4. Ресурсное обеспечение реализации.
Кадровое
Самообразование, аттестация, обобщение педагогического опыта, регулярное повышение квалификации педагогов на курсах, семинарах, в творческих группах, привлечение учителей к работе с одаренными детьми в рамках подпрограммы "Одаренные дети".
Научно - методическое
Создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте учителей, применение современных педагогических технологий.
Материально - техническое
Приобретение современного учебного и спортивного оборудования.
Финансовое
Бюджетные средства, средства спонсоров.
6.5. Объем и источники финансирования.
Бюджетные средства, средства спонсоров, социальных партнеров, средства от полученных грантов.
6.6. Система организации контроля над исполнением.
Выполнение программы организуется исполнителями ее основных мероприятий. Администрация школы обеспечивает текущий контроль исполнения программы и ежегодно представляет отчет о ходе ее реализации Общему собранию работников школы, Совету школы и Учредителю, проводит Публичный отчет перед родителями и общественностью. Информация о ходе реализации ежегодно обсуждается на совещаниях, педсоветах, консилиумах работников школы.
Информация о ходе реализации программы публикуется в средствах массовой информации и освещается в школьной печати, на сайте школы, в СМИ.
РЕЦЕНЗИЯ
на Программу развития муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики ТГУ Долгополов Александр Юрьевич.
Программа развития МОУ Средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области является авторской работой педагогов школы и окружающего её социума, цельным, сбалансированным документом, в котором четко намечена программа развития школы на ближайшие пять лет.
В аналитической части работы авторы дают историческую справку о школе, представляют информацию о контингенте, окружающем социуме школы, описывают принципы и содержание образовательной политики и результатов деятельности школы. На основании данной информации выявляются проблемы, анализируются причины и определяются возможности и условия их решения.
При понимании целей образования и воспитания школы как преодоления обозначенных в концепции проблем, целью, по мнению авторов, является создание образовательно-воспитательной системы школы, обеспечивающей повышение личностного и профессионального уровня участников педагогического процесса; сохранение и укрепление здоровья учащихся; эффективное социальное развитие учащихся.
Главной миссией школы становится создание условий для развития самостоятельных качеств каждого ребенка, обеспечивающих проявление его активности, самостоятельности, инициативности на основе подлинного уважения к его индивидуальным интересам и потребностям стремлением к творчеству и успеху в современном быстро меняющемся мире, через работу органов школьного самоуправления, детских и молодёжных общественных объединений, педагогических отрядов.
Данные положения концепции Программы соотносятся не только с направлениями государственной политики в области образования, но и напрямую отражают ту социальную ситуацию, которая сложилась в Самарском регионе.
В Программе развития школы делается акцент на активную работу детских и молодёжных общественных объединений, "шефских" отрядов, а через их работу (в частности активную взаимоподдержку и взаимопомощь), увеличение количества учеников, занятых в учебном и воспитательном процессе, что должно, в конечном счете, привести к развитию познавательной активности, потребности учащихся в добывании и осмыслении знаний, успешной социализации подростка.
Не остались без внимания разработчиками Программы вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся. С одной стороны, увеличение нагрузки ведет к снижению здоровья учащегося, а с другой - снижение здоровья не позволяет освоить информационное, практико-ориентированное, развивающее пространство образовательной системы. Чтобы снять данные противоречия, предлагается использовать в образовательно-воспитательной деятельности школы психосберегающие технологии, изменить подходы к оценке здоровья учащихся на основе диагностики, ориентировать самих учащихся на ценности здорового образа жизни.
В Программе намечены пути решения проблемы профессионального ориентирования, профессионального выбора учащихся посредством формирования знания о себе и о профессиях и другими мерами.
На наш взгляд, авторы выделили наиболее актуальные направления в деятельности школы, правильно определили главные и частные задачи для эффективного их решения.
Все вышеперечисленные достоинства позволяют рекомендовать
использовать данную Программу в практике школы и надеяться на успешную ее реализацию.
Рецензент: кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики ТГУ Долгополов Александр Юрьевич.
|
|
|