ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Центр «Точка роста» Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Руководство
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Образовательные стандарты и требования

Поиск



Урок-презентация по ОРКСЭ "Защитники Отечества" Автор: Кононенко Т.В.


ТЕМА. Защитники Отечества
Тип урока: урок-презентация.
Цель: ознакомление учащихся с христианским отношением к войне и воинскому долгу.
Задачи урока:
• Познакомить учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми.
• Воспитывать любовь к Отечеству как главное нравственное убеждение, формирующее личность.
• Формировать личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
• Развивать познавательную активность, пополнять словарный запас, развивать устную речь учащихся.
• Повышать интерес к изучаемому предмету, создать эмоциональный настрой, прививать интерес к истории родного государства.
Оборудование:
• компьютер, проекционная аппаратура;
• презентация,
• рабочие листы.
Основные термины и понятия: Отечество, справедливая война, законы милосердия и справедливости на войне
Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, учебный диалог, исследовательская работа.
Ход урока

I. Мотивационный блок

Учитель. Из данных частей составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
1) Кто Родине верен, стой смело.
2) Русскую заповедь знай, а товарищ дружеством.
3) Тяжело в учении, тот в бою примерен.
4) За правое дело, в бою не зевай.
5) Бой красен мужеством, легко в бою.
Учитель. О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Ответы детей).
Дети. Сегодня на уроке православной культуры мы будем говорить о воинах, о защитниках нашей Родины, о подвиге.
Учитель. Корень слова "подвиг" - "двиг-", а отсюда - "двигаться". Основное назначение движения - двигаться по духовному пути к Богу, по пути спасения Отечества, близких. А для этого необходимо преодолевать собственный страх, терпеть боль, обиды, молиться так, чтобы нас слышал Бог.
Работа над значением слова "Отечество"
Учитель. Объясните, что такое Отечество?
В рабочих листах у вас есть несколько определений понятия Отечество. Какое вам ближе и понятнее.?
 Отечество, отчизна - родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
 В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова это понятие определяется так: "Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения". То есть Родина - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Близки по значению понятия "любовь к Родине", "защита Родины" и "защита Отечества".
 Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: "Отечество - понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь".
Учитель. Кто такие защитники Отечества? От чего защищали Отечество воины?
Чтение статьи учебника стр.89.
Беседа.
Какая война считается справедливой?
Справедливая война
(оборонительная)
Цель: защитить свою семью, Родину и её святыни. Несправедливая война
Цель: захватить чужие земли, навязать свою веру.
Когда православный человек вправе взяться за оружие? (Если надо защитить свою Родину, семью и веру - православный человек берется за оружие.)
- Каких первых воинов вы знаете? Как называлась наша страна в эпоху славных богатырей? (Киевская Русь).

Русь святая…Земной удел Богородицы… Много врагов было у нашей Родины. Как же любили и защищали Русь святую наши предки. Каждый народ знает своих героев по именам, хранит о них память веками. (Звучит песня А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова "Богатырская наша сила")
Расскажу я вам про дела да сердечные,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Заходите к нам, добры молодцы
Да красны девицы,
На работу нашу дивитеся!

Информационный блок

Учитель. Внимательно прослушайте сообщения групп и подготовьте по 2 вопроса к каждому сообщению. Первая группа "Русичи" подготовила сообщение об одном герое былины.
Рассказ детей.
Это Илья Муромец, который родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость. Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: "Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана". Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов. Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца, ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить - первый день Нового года.
Физкультурная минутка "Богатыри".
Учитель. Вторая группа "Искатели" расскажет, как любил Родину Александр Невский. Он был не только защитником нашего православного Отечества, но мудрым и храбрым человеком.
Рассказ детей.
Имя Александра Невского тесно связано с историей Владимирского края. Здесь он княжил 11 лет.
Родился Александр Ярославович в 1220 году в городе Переяславле. Город расположен на берегу большого и живописного озера. За высокие плещущие волны оно когда - то получило название Плещеево.
Детство и юность Александр провел в Новгороде. Здесь княжил вместе со своим братом Федором под руководством двух суздальских бояр. Достигнув 16 лет, Александр стал править самостоятельно. Молодого правителя отличала видная внешность: высок ростом, красив, силен, к тому же обладал сильным голосом, "гремевшим перед народом, как труба".
В тяжелую пору заступил Александр на княжение в Великом Новгороде. Многие земли Руси были завоеваны Золотой Ордой, монголо - татарскими кочевниками. Татары разоряли русскую землю, грабили и сжигали города и села, убивали жителей, многих уводили в плен.
Дружина князя была невелика и он поступал мудро, избегал неравных по силе битв. Смиряя свой гнев, старался не ссориться с татарским ханом, сберегая земли от нападения и разорения. Поддерживая мир, Александр добился доверия хана и разрешения на правление во Владимире. Сам исправно возил хану подарки (откуп).
Народ кипел от гнева, не желая жить под игом врага (в подчинении). Но непокорные города ждала расправа. Владимир был захвачен и сожжен.
Князь Александр отправился в Золотую Орду, чтобы уговорить татарского правителя не посылать карательный отряд и сохранить жизнь оставшимся в живых людям. И добился согласия.
Не смотря на власть татарского хана, Александр Невский под прикрытием лесов и болот создавал тайные дружины. По его замыслу эти дружины должны будут дать бой татарам и прогнать их с земли русской. А пока время для решительного сражения еще не пришло.
Осуществить свои планы князь не успел. Возвращаясь с переговоров от хана, Александр занемог. По приказу врач хана подсыпал Александру в кубок медленнодействующий яд. До Владимира князь не добрался. Умер в пути, в городе Городце на Волге. Прах князя был перевезен во Владимир и с почестями захоронен в Рождественском соборе.
Перед смертью он принял монашество. "Зашло солнце земли Русской" - говорили на Руси. После его смерти остались жена и дети. Младший сын - Даниил Московский сохранил веру и благочестие отца, и возвысил Москву до столицы. Русские люди любят и почитают святого благоверного князя Александра Невского.

Учитель. Третья группа "Историки" подготовила выступление о Дмитрии Донском.
Рассказ детей.
В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.
И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя - это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа - "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих" (здесь слово душа - в значении жизнь).
Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча.
В битве на Куликовом поле Дмитрий Донской показал себя выдающимся полководцем. Память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело - защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо-татарской орды и нанес ей сокрушительное поражение.
Чтение статьи учебника стр.90.
Учитель. Что вы узнали о Федоре Ушакове? (Ответы детей.)
- Среди святых православной церкви - адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений - и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

Аналитический блок.

Обсуждение услышанного по составленным детьми вопросам.
Вывод.
Мы считаем,
- что жизнь Ильи Муромца - это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, а так же является защитой православной земли,
- всю свою жизнь Александр Невский посвятил освобождению России от иноземных захватчиков. Он выполнил свою задачу. Сохранил Русь и православную веру,
- память о великом князе дорога именно тем, что он сумел объединить всех русских князей на великое дело - защиту земли Русской. Впервые русский народ выступил против монголо-татарской орды и нанес ей сокрушительное поражение.

Учитель. А как вы думаете, есть ли святые воины в современной России?

• Рассказ учителя о Евгении Родионове.
• http://litzona.net/show_2399.php портрет Жени

Рефлексивный блок

Подготовьте рабочие листы и заполните анкету.
Когда война может быть оправдана?
• Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
• Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
• Когда целью войны служит обогащение воюющих.
Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости?
В чем они заключаются?
• Нельзя добивать раненых
• Нельзя трогать безоружных
• Нельзя грабить местных жителей.
• Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.
Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: "Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!"
• Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.
• Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
• Русским только дай повод, сразу начнут войну.
Что никогда нельзя делать при помощи оружия?
• Навязывать другим свою веру.
• Защищать свою Родину.
• Защищать свою жизнь.

- Как православная церковь относится к воинам? Почему?
Закончить наш урок я хочу такими строками:
Защитники Отечества - поэты,
Хранители сердечного тепла.
Архангелы кладут, как эполеты,
На плечи им небесные крыла.
И воинство небесное готово
Вести извечный бесконечный бой.
И веру, и Отечество, и слово
Во мгле кромешной заслонить собой.
Всем воинам, в бою неравном павшим,
Стоять в небесном воинском строю.
А всем, стихов при жизни не читавшим,
Быть предстоит поэтами в раю.
Господь на золотые эполеты
Кладёт им негасимый горний свет…
Защитники Отечества - поэты!
Других у Бога не было и нет.
Евгений Семичев

Домашнее задание.
С. 88 -91 учебник, ответить на вопросы рабочего листа.


































Литература.
• Стихотворение Е.Семичева
• http://litzona.net/show_2399.php портрет Жени
• http://www.rv.ru/content.php3?id=8694 памятник Жени
• С.Алексеев. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
• С.Алексеев. Сто рассказов из русской истории. - М.: Юридическая литература,1991.
• История Отечества. Справочник школьника. - М.: Слово, 1996
• Школьная энцеклопедия "История Росии XX век". - М.: Олма-Пресс образование,2003
• О.М.Потаповская. Самые главные праздники. Москва "Планета 2000". 2004 г.
• Л.Л.Шевченко. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Москва 2007 г.
• Учебник "Основы православной культуры" 4 - 5, А. В. Кураев. М.: Просвещение. 2012 г.
• С. Тригуб. Илья Муромец - чудотворная легенда.
























Тема урока: Святые православные воины - защитники Отечества. ЛИСТ N 1
• Отечество, отчизна - родная страна. Понятие Отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к Отечеству особое, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
• В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова это понятие определяется так: "Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения, возникновения, то есть страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит".
• Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн так говорил об Отечестве: "Отечество - понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь".
Справедливая война _____________________
Цель:_______________ _____________________
____________________ _____________________
____________________ _____________________
Когда война может быть оправдана?
• Когда целью войны становится завоевание новых территорий для государства.
• Когда целью войны выступает желание защитить и спасти своих близких и свою родину.
• Когда целью войны служит обогащение воюющих.
Должны ли действовать на войне законы милосердия и справедливости? В чем они заключаются?




Как вы понимаете слова великого русского полководца Александра Невского: "Кто на землю русскую с мечом к нам придет, от меча и погибнет!"
• Воевать надо всегда, так как только мечом можно убедить другого в своей правоте.
• Если кто-то с войной придет на русскую землю, русские сумеют за себя постоять.
• Русским только дай повод, сразу начнут войну.
Что нельзя делать при помощи оружия?
• Навязывать другим свою веру
• Защищать свою Родину
• Защищать свою жизнь
Тема урока: Святые православные воины - защитники Отечества. ЛИСТ N 2.
1. Этот удивительный святой упокоен в Киево-Печерской лавре, считается покровителем ракетных войск и пограничной службы.
2. Кто из знаменитых российских флотоводцев был канонизирован?
3. Этот святой был почитаем Петром Великим, для императора святой являлся символом и его собственных побед.
4. В честь этого святого воина композитор С. Прокофьев написал кантату на основе своей музыки к одноимённому фильму.
5. Имя воина, сошедшегося в поединке богатырей перед Куликовской битвой с преподобным Александром Пересветом .
6. Какой святой воин изображён на гербе столицы России?
7. Какие ордена и медали названы именами русских адмиралов?
8. Сколько сражений проиграл адмирал Ф. Ф. Ушаков?
9. Какой великий полководец стал первым и единственным в стране четырежды Героем Советского Союза , какое звание он носил?
10. Кому посвящены строки Кондратия Рылеева:
Летим - и возвратим народу
Залог блаженства чуждых стран
Святую праотцев свободу
И древние права граждан.
Туда! За Дон! Настало время
Надежда наша - Бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч.
11. О каком воине эти строки:
Крестным знаменьем пред битвой
Троекратной осенясь, -
Меч в руке, уста с молитвой, -
Побеждал великий князь!
Закрывали тучи солнце...
Кровь струилась по траве...
Бил он рыцарей - тевтонцев,
Бил он шведов на Неве.
Сотни лет прошли с той были,
Многие ушли - как дым...
А вот князя не забыли -
Он великим стал святым!
Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области