|
|
Урок "Здоровьесбережение - основа успешного обучения"
Автор: Кононенко Т.В.
|
Здоровьесбережение - основа успешного обучения.
"Надо непременно встряхивать
себя физически, чтобы быть здоровым
нравственно"
Л.Н.Толстой
Состояние здоровья наших детей является главной задачей, определяющей настоящее и будущее. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье и своим примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы не только физически, но и интеллектуально, нравственно и духовно.
По словам профессора Н.К.Смирнова "здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся"
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научиться использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это - движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены; гимнастика (оздоравливающая гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); подвижные игры и т. д.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышает общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня; режима двигательной активности; режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение.
Работая в школе уже много лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу, что решать проблемы в области здоровьесбережения нужно совместно с педагогическим коллективом и родителями класса.
Удобная регулируемая мебель, правильное освещение, магнитная доска, озеленение класса, соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья.
Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы каждого учителя это рациональная организация урока. Это объём учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включающая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка от дополнительных занятий в школе; занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физкультуры, спортивные мероприятия.
Большое значение имеет и микроклимат в классе. Ребята только тогда будут с удовольствием ходить в школу, если в чистом и уютном классе его встретит добрый взгляд учителя и друзья-одноклассники.
Начало учебного дня в своём классе я отмечаю организованной зарядкой.
На уроках строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физминутки провожу с учётом специфики предмета (музыкальное сопровождение, массаж, игра). В состав упражнений для физкультминуток включаются специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, упражнения для формирования правильного дыхания. На уроках окружающего мира говорю о правильном питании и режиме дня.
На родительских собраниях учитель обязательно должен отводить время для беседы о здоровье детей и совместно с родителями планировать мероприятия, направленные на сохранение здоровья, оздоровление и профилактику заболеваний у младших школьников. Это и праздники здоровья, спортивные мероприятия, игры на свежем воздухе, экскурсии на природу.
Упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока:
1.В начале урока:
а) "Растирание ушных раковин и пальцев рук" - активизирует все системы организма.
б) "Перекрёстные движения" (одновременно с правой рукой движется левая нога, и наоборот) - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
в) "Качание головой" (головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдёт напряжение)- улучшает мыслительную деятельность
г) "Ленивые восьмёрки" (нарисовать в воздухе цифру восемь по 3 раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками) - обеспечивает запоминание, повышают устойчивость внимания.
2.Во время урока снять напряжение помогут следующие упражнения:
а) "Дыхательная гимнастика" (ритмичное дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха) - гармонизирует деятельность дыхательной, нервной, сердечно - сосудистой систем.
б) "Лобно-затылочная коррекция" (упражнение выполняется в течение 1 мин, сидя с закрытыми глазами. Правая рука кладётся на лоб, левая-на затылок) - улучшает мозговое кровообращение.
Тренажёр со зрительными метками.
В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты - зрительные метки. Это могут быть игрушки или красочные картинки. Они располагаются в равноудалённых участках комнаты. Детей периодически поднимают из-за парт. И под счёт 1,2,3,4 они быстро поочерёдно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая эти действия с движением головы, туловища, глаз. Продолжительность 1,5-2 мин.
В конце урока.
Физкультурные минутки в стихотворной форме. "Буратино"
Дружно все вставайте, Чтобы ключик нам достать,
И за мною повторяйте! Надо на носочки встать.
Буратино потянулся, Ключик золотой достали.
Посидим, а то устали.
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в стороны развёл-
Ключик, видно, не нашёл.
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий -3-й класс
Тема урока: Правило проверки безударной гласной в корне слова
Цель урока: развивать умение проверять написание безударных гласных в корне слова.
Задачи:
Образовательная: учить детей проверять написание безударных гласных в корне.
Развивающая: развивать мыслительную и творческую деятельность.
Воспитательная: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Здоровьесберегающая: способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, упражнения для осанки, глаз, релаксацию; приобщать детей к здоровому образу жизни.
Ход урока
І. Организационный момент (1мин)
ІІ.Разминка для пальцев (дети массируют поочерёдно каждый палец) (1мин)
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я.
Вот и вся моя семья.
ІІІ. Чистописание (задания в тетради по чистописанию)-(3 мин)
ІV. Сообщение темы урока
V.Словарная работа (5 мин)
-Во всех ли словах можно проверить безударную гласную? (Нет, есть слова с непроверяемой безударной гласной, правописание которых нужно запомнить)
-В записи сегодняшней даты также есть словарное слово октябрь. Как вы его написали?
Покажите карточкой, какую букву вставили.
-Что вы можете сказать об этом месяце? А какой следующий месяц? (Н_ябрь - последний осенний месяц).
-С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера.
Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов).
-Но ведь можно употреблять витамины с собственного огорода.
-Какие это витамины?
(На доске, в разных углах и на разном уровне, висят таблички словарных слов с пропущенной орфограммой)
М_рковь ябл_ко п_мидор
К_пуста к_ртофель _гурец г_рох
-Найдите глазами только овощи, встаньте из-за парт. Проверяем написание этих слов.
(Учитель произносит слова. В том случае, если в слове надо писать гласную "а", ученики должны присесть. Если в слове нужно писать гласную "о", ученики делают наклон вперёд)
-Составьте предложение, используя эти слова и слово витамины.
V.Актуализация знаний. Работа над темой урока.(10 мин)
1. - Ребята, послушайте рассказ об одной ошибке.
Дима написал своему дружку Пете записку: "Приходи с мечом вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку.
- Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.
Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие - длинный деревянный меч.
- Почему так получилось? Какого правила не знал Дима, когда писал записку Пете?
- Нужно ли проверять безударную гласную? А как нужно проверять?
2. Запись предложения, записанного на доске.
Л...сная тр...пинка т... нулась вдоль р...ки.
- Какие буквы пропущены в словах? Как их проверить? Какое правило вы используете?
3. Работа над правилом
4. Подбор проверочных слов.
Мал - малыши, снег - снеговик, хлопать - хлопушка, холодный - холод, почта - почтовый, сад - садовый, корм - кормовой, польза - полезный.
Физминутка (для глаз - 1мин)
Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.
(Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим самолетом)
Правое крыло отвел,
Посмотрел.
Левое крыло отвел, Поглядел.
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом)
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
(Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)
Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.
(Встают на носочки и выполняют летательные движения)
VII. Закрепление темы урока (5 мин)
1. Фронтальная работа по вариантам. Взаимопроверка
1вариант
М...рской к... нек, З...леная травка
2 вариант
Л...тают стр...жи, к...менистое дно.
Задание: Устно подобрать проверочное слово; записать данные словосочетания в тетрадь, подчеркнуть опасное место, выделить корень; подумать, какое правило помогло справиться с заданием.
(Дети самостоятельно выполняют работу. После написания - взаимопроверка (на доске правильный вариант написания словосочетаний)).
- Какое правило использовали при выполнении задания?
2. Письмо по памяти. (4 мин)
Курить - здоровью вредить.
В здоровом теле - здоровый дух.
- Объясните смысл этих пословиц.
- На какие орфограммы мы должны обратить внимание?
VIII. Домашнее задание
Конверты с разноуровневыми заданиями
IX. Релаксация (3 мин)
На фоне тихой музыки произносятся следующие слова:
- Примите позу покоя. Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра "Волшебный сон". Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. "Волшебный сон" закончится, когда я скажу: "Открыть глаза, встать!" Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в "Волшебный сон".
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают... засыпают...
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть приоткрываются.
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело.
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы.
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас,
Руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас,
Ноги теплые у нас.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Вы полны сил и энергии.
Вы многое знаете и умеете.
Вы - единая команда.
И в вашем единстве - ваша сила.
На счет "три" откройте глаза.
Один! Два! Три! Встать!
X. Итог урока (2 мин)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды - яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес - зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то-жёлтый, чахлый лист.
Наблюдения показали, что внедрение и использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрывая свои физические, интеллектуальные и творческие способности.
|
|
|