ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Центр «Точка роста» Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


Программа дополнительного образования СТУПЕНИ СКАУТА

Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
 
«Ступени Скаута»
Составительская программа дополнительного образования
Для учащихся 5-9-х классов.
 
Срок реализации программы 3 года
 
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Борзаков Д.В.
Заместитель директора по ВР
 
 
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
СОШ с.Тимофеевка
_____________Григорьева О.Ю.
«____» _____________
 
 
с. Тимофеевка
2007г.
 
 «СТУПЕНИ СКАУТА»
(средний и старший школьный возраст)
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
         Политическая ситуация, многопартийность, утверждающие­ся в общественной жизни нашей страны, неминуемо привносят мно­гообразие в детское и юношеское движение. В этих условиях естестве­нен возросший интерес к детским движениям, как существовавшим в дореволюционной России, так и успешно развивающимся в на­стоящее время в других странах. И в первую очередь внимание широ­кой общественности и педагогов привлекает скаутское движение.
         Общепризнанным «отцом» Скаутинга является Роберт Стефен-сон Смит Баден Пауэлл.
         Первая попытка применения методики скаутинга в России была предпринята еще в 1906 г. вице-адмиралом И. Бостремом в Севас­тополе.
Ознакомившись с только что вышедшей книгой Баден Пауэлла «Бойскауты», он с двумя сыновьями и их гувернером обошли ле­том весь Крым, живя по указаниям «отца скаутизма». Но в распро­странении идеи скаутизма в России пальма первенства по праву принадлежит полковнику 1-го Стрелкового полка О. И. Пантюхову. Позже в движении русских скаутов возникли два основных на­правления. Одно преимущественное внимание уделяло военной подготовке и воспитанию в духе патриотизма. Другое же ставило в центр своей деятельности гуманистические идеалы, заботу о лю­дях, о животных, об окружающей среде. Лидером этого направле­ния стал И. Н. Жуков. После гражданской войны в рядах российских скаутов произошел раскол. О. И. Пантюхов и его единомышленни­ки, не принявшие революции и эмигрировавшие, продолжали свою деятельность за границей. Другие частично влились в ряды пионеров. Долгое время официальная идеология и педагогика клей­мили «милитаристско-шовинистическую сущность скаутизма» (Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм // Пед. соч. Т. 5. С. 25-60-И только в последнее время отношение стало ощутимо меняться.
               В настоящее время в мире насчитывается свыше 16 млн скаутов. Более 250 млн человек прошли через скаутские организации за время их существования. Среди них многие выдающиеся деятели науки, литературы, политические лидеры, преуспевающие бизнесмены. Эти цифры впечатляют, если вспомнить, что скаутинг начинался с 20 мальчишек, собравшихся на острове Браунси.
         Пройдя проверку временем, скаутская система выжила, и,  раз­виваясь сегодня во всех сообществах, она привлекает к себе людей всех возрастов. Любовь к игре, жажда нового, приключения, ро­мантика, возможность испытать себя, самостоятельность, свобод­ное выражение индивидуального духа, возможность взять на себя ответственность в рамках своего возраста — характерны для подрост­ков во всем мире.
         «Скаутинг — это братство, система, которая на практике пре­небрегает различиями в происхождении, вероисповедании, стране проживания, объединяет через недоступный для описания дух, который окружает Скаутинг» (Лорд Баден Пауэлл).
         Формирование социально-адаптированной личности — одна из важнейших целей Скаутского движения. Именно дети должны учить­ся умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, раз­вивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, спра­ведливости, совершенствоваться и саморазвиваться. Программа «Ступени Скаута» способствует решению проблем социальной адап­тации детей, предоставляя им новые возможности взаимодействия в пространстве детской организации, развитии внутренней моти­вации к личностному прогрессу, осознанию субъектом ответствен­ности за свое развитие.
         При разработке программы учитывались основополагающие документы Всемирной Организации Скаутского Движения (Консти­туция Всемирной Организации Скаутского Движения, Концеп­ция духовного развития в Скаутинге, схема прогрессивного разви­тия Федерации Православных Скаутов), Конвенция ООН о правах Ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей, принятая в 1990 году, а также Программа прогрессивного развития национальной скаутской организации. Особенностями программы «Ступени Скаута» являются:
- создание условий для саморазвития творческой индивидуаль­ности, способностей и умений, позволяющих человеку пре­одолевать жизненные препятствия;
- общая направленность на гармоническое развитие личности;
- непрерывность учебно-воспитательного процесса;
- органичное слияние воспитания и самовоспитания личности;
- учет региональных особенностей: культурных, демографических, географических.
         Актуальность программы определяется не только содержанием вышеуказанных соглашений и документов, но и воссозданием куль­турно-исторических корней. Все это и определило наличие в про­грамме форм, методов и подходов, которые призваны обеспечить ребенка способами личной безопасности в современных условиях познакомить его с примерами доброжелательного сосуществова­ния с природой и социумом, а также позволяющих активизиро­вать процесс соприкосновения ребенка с историко-культурной базой своей Родины.
         Цель: воспитание потребности у детей к самоопределению, са­моразвитию, самосовершенствованию через создание условий лич­ностного роста каждого ребенка и формирование качеств патриота
и гражданина.
Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих
задач:
1. Обучение практическим приемам поведения в различных жиз­ненных ситуациях на основе принципов личной безопасности.
2. Формирование духовно-нравственных качеств, соответствую­щих общечеловеческим ценностям.
3. Овладение знаниями, лежащими в основе физического и пси­хического здоровья.
4. Формирование чувства гражданского долга, дисциплиниро­ванности в поступках, патриотических чувств к своей Родине.
5. Развитие познавательных потребностей.
6. Развитие двигательных качеств (силы, ловкости) и моторных
способностей.
7. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
8. Воспитание гуманного отношения к животным и природе.
9. Воспитание этической культуры в быту, поведении, труде.
10. Воспитание активной жизненной позиции.
         Программа «Ступени Скаута» направлена на поэтапное форми­рование интереса детей к историческому наследию своей Родины и культуры, обеспечивает их эстетическое, физическое, нравствен­ное развитие. В процессе обучения дети вовлекаются в игровую де деятельность, с помощью которой осуществляется переход к серьезной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность, верность.
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих педа­гогических и фундаментальных принципах скаутского движения:
- целостности — программа имеет стройную систему, в ней со­блюдены единство обучения и воспитания;
- гуманизации — атмосфера доброжелательности и взаимопо­нимания, учет возрастных особенностей, личностно-ориентированный подход;
- культуросообразности — основывается на ценностях регио­нальной, национальной и мировой культуры;
- романтики и игры — игры-действия, игры-символы, комму­никативные игры, игры на природе. Достижение эмоциональ­ной близости, развитие прогностических функций, приоб­ретение социального опыта, развитие воображения, преодо­ление комплексов;
- долга перед Родиной и другими — верность своей стране, терпи­мость, лояльность, сотрудничество, взаимопонимание, це­лостность окружающего мира; перед собой — ответственность за собственное развитие;
- деятельностного подхода - любые знания приобретаются во
время активной деятельности.
Содержание программы «Ступени Скаута» ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы ребенка. Программа удов­летворяет разносторонние потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок — индивидуальность, поощряет молодого челове­ка к саморазвитию, позволяя ему демонстрировать свои знания и навыки.
Программа «Ступени Скаута» является планом пошагового прогрессивного роста скаута посредством:
- участия в мероприятиях, предполагающих игру, приобре­тение полезных умений и навыков, общественно полезный труд;
- изучения скаутских специальностей, совершенствования умений и навыков;
- совершенствования умений и навыков здорового образа жизни;
- изучения культурно-исторического наследия своей Родины;
- участия в социально-значимых акциях и операциях;
- приобщения к духовно-нравственным основам русского на­рода.
В программе предусматривается максимальное приближение всей жизни скаутской организации к природе. И дело здесь не столько в полезности свежего воздуха для растущего организма, сколько в том, что с точки зрения основателей и лидеров скаутизма именно природа создает максимально благоприятные условия для интел­лектуального и нравственного становления молодых людей, реали­зации творческих способностей, закалки воли, развития самооб­ладания, умения находить решения в сложных ситуациях.
Настоящая программа составлена для детей среднего школьного возраста (11 —15 лет) и рассчитана на 3 года обучения. Занятия по программе проводятся в малых группах 1 раз в неделю. Обычно группа состоит из 6—8 членов, это оптимальный вариант объеди­нения детей. Скаутская группа всегда имеет четкую структуру. Об­щепринятым названием малой группы является «патруль».
Для участия в программе требуется осознанное желание зани­маться в Скаутской организации по ее законам и согласие роди­телей.
На 1-й ступени (1-й год обучения) ребенок добровольно при­нимает обязательство, символически выраженное Скаутским Обе­щанием. Получает начальные знания по истории Скаутинга, Рос­сийского государства. Осмысливает такие понятия, как Бог, мо­литва, Родина, вера и другие, знакомится с небесными покро­вителями русских скаутов. Получает первоначальные навыки жиз­ни на природе.
На 2-й ступени (2-й год обучения) происходит углубленное изучение скаутских специальностей. Программой предусмотрено участие детей в мероприятиях, организованных в скаутском отря­де. После прохождения очередного этапа, приобретя новые уме­ния и навыки, скаут может брать на себя большую ответственность в группе.
На 3-й ступени (3-й год обучения) скауты участвуют в плани­ровании и организации мероприятий, походов, лагерей. Составляют  отчеты, очерки и книги по итогам работы. Совершенству­ет свои умения и навыки по определенным разделам програм­мы. Учатся брать на себя ответственность, овладевать инициати­вой, доводить до конца начатое дело. Основное содержание бло­ков в программе на 3-й ступени построено на краеведческом ма­териале.
Данные ступени характеризуются постепенным усложнением де­ятельности, порождающей новые познавательные потребности ре­бенка, которые в свою очередь стимулируют развитие интереса к деятельности. От простого к сложному, от примитивного к утон­ченному. Материал ступеней выстроен в логической последователь­ности и связан между собой. Новые знания по программе прочно базируются на усвоенных детьми ранее.
Подведение итогов выполнения программы и оценка ее результативности осуществляется по окончании определенного цикла (по годам обучения). Обычной формой подведения итогов явля­ются скаутские лагерные сборы, соревнования. В ходе сборов осуществляется проверка скаутов, завершивших цикл обучения, на предмет их соответствия требованиям ступени. Для учета инди­видуальных достижений существует хорошо разработанная систе­ма знаков отличия. Награды (значки, нашивки и т. п.) вручаются как за овладение навыками определенной ступени в целом, так и за отдельные конкретные умения. Закрепленный успех мотивиру­ет ребенка к дальнейшему росту. Кроме того, существенным явля­ется промежуточный контроль в форме тестов, соревнований, на­блюдений. Но важнейшим положительным результатом програм­мы могут быть только одухотворенные слова детей, их чистые мысли и добрые поступки.
 
Ожидаемые результаты
1-я ступень
 
1. В процессе реализации программы ребенок узнает:
- историю создания государственного флага и герба России;
- историю становления русского государства от славянских имен до исторической роли княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Дмитрия Донского;
- историю возникновения Скаутского движения в Англии и России;
- символы, атрибуты и девиз Скаутской организации;
- основное снаряжение, необходимое в походе;
- виды топлива и способы разжигания костра;
- дорожные и лесные знаки;
- основы безопасного поведения в походе, на улице и т. д.
- правила личной гигиены;
- медикаменты, необходимые для оказания первой медицинс­кой помощи;
- распространенные виды деревьев и кустарников своей местности;
- распространенные лекарственные растения своей местности.
2. Ребенок научится:
- находить на карте расположение России;
- изготавливать эмблему патруля;
- укладывать рюкзак и палатку;
- разводить костер в сырую и сухую погоду;
- двигаться по пересеченной местности, ориентируясь по лес­ным знакам;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- способам перевязки на пальце и руке;
- определять распространенные виды деревьев и кустарников;
- определять лекарственные растения, пригодные для приго­товления фиточая.
 
2-я ступень
1. В процессе реализации программы ребенок узнает:
- значение реформ Петра 1 для России;
- первооткрывателей XVIII века: В. Беринга, А. И. Чирикова,
С. П. Крашенинникова, Т. Ф. Миллера и др.;
- роль М. В. Ломоносова в русской науке и культуре;
- основные изобретения И. И. Ползунова, И. П. Кулибина;
- крупнейших зодчих XVIII века В. Растрелли, В. И. Баженова, М. Ф. Казанова и их вклад в русскую архитектуру;
- выдающихся представителей художественного творчества:
Д. Г.Левицкого, В. П. Боровиковского, И. Л. Аргунова и др.;
- историю первого отряда на о. Браунси;
- историю первого русского патруля «Бобры»;
- принцип выбора места для лагеря;
- способы хранения топлива;
- способы определения погоды по разным признакам;
- способы шифровки сообщений, сигналов;
- о медицинской помощи при глубоких порезах, ранах, силь­ном кровотечении;
- типичных насекомых и птиц своей местности;
- охраняемые виды животных и растений.
 
2.      Ребенок научится:
- готовить сообщения о жизни выдающихся людей;
- оборудовать места общего пользования;
- заготавливать топливо для костра;
- работать с картой и ее условными обозначениями, с компасом;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах;
- перевязывать при травмах средней тяжести руки или ноги;
- определять съедобные и ядовитые грибы;
- узнавать типичных птиц и насекомых своей местности;
- правильно делать гербарий.
3-я ступень
1. В процессе реализации программы ребенок узнает:
- историю Самарской области, ее основные этапы;
- историю Ставропольского района;
- природно-исторические места, требующие охраны;
- содержание Конституции Всемирной Организации Скаутс­кого Движения;
- принцип чтения топографических карт с помощью легенды,
знаков и масштаба;
- первые симптомы и неотложную помощь при переломах конечностей;
- основные понятия — экология (наука о доме), глобальные экологические проблемы;
- экологические факторы, влияющие на здоровье человека.
 
2. Ребенок научится:
- готовить сообщение об истории области или района;
- объяснять Законы, смысл Скаутского Обещания новичкам;
- готовить их ко вступлению в Скаутскую организацию;
- организовывать работу патруля;
- распределять обязанности между собой, составлять список
продуктов и необходимых вещей, оборудования;
- ориентироваться без компаса на местности;
- читать топографические карты;
- составлять простейшие топографические карты;
- оформлять отчет по итогам похода;
- оказывать неотложную помощь при нарушении работы сер­дечной деятельности;
- изготовлять простейшие носилки из подручных средств для
переноски пострадавшего.
 
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1-я ступень
Цель: сформировать интерес к скаутингу, как к сумме знаний и умений, необходимых ребенку в современном социуме.
 
N п\п
Наименование темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
2
3
4
5
Я и Россия
Я и скаутинг
Я в скаутском лагере
Я и моё здоровье
Я и природа
10
12
20
6
12
6
10
6
2
4
4
2
14
4
8
ИТОГО
60
34
38
 
 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-я ступень
Первый год обучения
 
1. «Я и Россия».
История создания Государственного флага и герба России. Изуче­ние расположения России и ее крупных городов на карте. Знаком­ство с историей становления русского государства: славянские пле­мена, их традиции и обряды. Киевская Русь. Крещение Руси. Созда­ние иллюстраций к книге «Повесть временных лет». Чтение былин о русских богатырях. Конкурс-викторина «С русским воином через век!». Историческая роль княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского в судьбе русского народа.
2. «Я и Скаутинг».
Объяснение и заучивание текста Обещания и Закона Скаутов. Зна­комство с историей возникновения скаутского движения, биогра­фией создателя Скаутинга Р. Баден Пауэлла. Возникновение Скаутинга в России. Роль О. И. Пантюхова в развитии скаутинга в России. Изу­чение символов и атрибутов организации и патруля: история соз­дания скаутской эмблемы, скаутского рукопожатия, салюта. Девиз. Салют. Галстук-косынка. Выбор эмблемы для своего патруля в соот­ветствии со скаутскими традициями. Изготовление эмблемы патруля.
3. «Я в скаутском лагере».
Основное снаряжение, необходимое в походе. Правила укладки Рюкзака. Правила установки и складывания палатки. Виды топлива. Способы разжигания костра в сухую и сырую погоду. Правила лич­ной гигиены в походе и лагере. Дорожные и лесные знаки. Движе­ние по пересеченной местности, ориентируясь по дорожным и лесным знакам. Правила безопасного обращения с топором и ножом.
Правила хранения топора и ножа. Хранение веревки, предохране­ние ее концов от распутывания. Основные принципы безопасного поведения в походе, как днем, так и ночью. Правила безопасного поведения на улице с активным транспортным движением. Прин­ципы безопасного передвижения пешком по шоссе. Проигрывание безопасного поведения на улице. Встречи с инспектором ГИБДД.
4.       «Я и мое здоровье».
Правила личной гигиены. Дневник здоровья и физического здо­ровья, развития. Беседа о вреде курения. Оказание первой меди­цинской помощи: при неглубоких ссадинах, порезах, несильном кровотечении, несильных ожогах огнем и паром, при появлении мозолей на руках и ногах, укусах насекомых. Знание медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи. Измере­ние температуры тела.
5.       «Я и природа».
Знакомство с распространенными видами деревьев и кустарников своей местности (не менее 5 видов). Распознавание деревьев и кустар­ников в безлистном состоянии. Определение лекарственных растений своей местности (не менее 5 видов). Значение лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с распространенными видами насеко­мых. Полезные и вредные насекомые. Правила поведения в природе.
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
2-я ступень
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскры­тия и развития способностей каждой личности.
 
N п/п
 
 
Наименование темы
 
 
 
Кол-во часов
 
всего
теория
практика
3
1
5
6
Я и Россия.
14
8
6
Я и Скаутинг.
10
4
6
Я в скаутском лагере.
22
8
14
Я и мое здоровье.
6
2
4
Я и природа
10
4
6
ИТОГО
60
26
36
 
 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-я ступень.
 Второй год обучения
1.       «Я и Россия».
Русская культура. Подготовка докладов по русскому народному творчеству. Разучивание колядок. Участие в фольклорных праздни­ках. Знакомство с эпохой Петра I. Значение государственных ре­форм Петра I для России. Развитие науки и образования, литерату­ры и искусства во второй половине XVIII века. Роль М. В. Ломоно­сова в эусской науке и культуре. Знакомство с жизнеописанием первооткрывателей Сибири и других северных земель В. Беринга, A.И. Чирикова, С. П. Крашенинникова, Г. Ф. Миллера; достижениями русских изобретателей - И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. Знакомство с творчеством крупнейших зодчих XVIII века –B. Растрелли, В. И. Баженова, М. Ф. Козакова, их вклад в русскую и мировую 1 архитектуру. Портретная живопись XVIII века Д. Г. Левиц­кого, В. Л. Боровиковского, И. А. Аргунова и др.
 
2. «Я и Скаутинг».
Знакомство с историей первого скаутского отряда на о. Браунси, скаутского движения в Англии, России. История возникновения Первого русского патруля «Бобры». Знакомство с программой дея­тельности и основными мероприятиями своей организации. Учас­тие в социальных программах, разработанных государственными органами или советом организации. Разработка и осуществление проекта Добрых дел по месту жительства. Организация дискуссий о значении Скаутского Обещания и Закона Скаутов в нашей жизни с ребятами.
 
3. «Я в скаутском лагере».
Принцип выбора места для лагеря и его оборудование: туалет, место для умывания, для хранения продуктов. Способы заготовки и хранения топлива для костра, хранение топлива сухим. Виды кост­ров, предназначенные для разных погодных условий и ситуаций. Предсказание погоды по различным признакам. Участие в пеших походах и переходах. Способы шифровки сообщений. Сигналы сви­стка. Компас и его устройство. Определение частей света по компа­су, деревьям и др. признакам. Азимут. Движение по азимуту. Зна­комство с картой и ее условными обозначениями.
 
4. «Я и мое здоровье».
Оказание первой медицинской помощи: при глубоких порезах и рваных ранах, сильном кровотечении, ожогах паром или ог­нем средней тяжести, попадании соринок в глаз, ухо, при теп­ловом и солнечных ударах, обморожении и переохлаждении. Знакомство со способами переноски пострадавшего человека вдво­ем, вчетвером. Перевязка при травмах средней тяжести руки или ноги. Участие в мероприятиях по профилактике наркомании сре­ди подростков, проведение бесед о вреде курения. Встречи со спе­циалистами здравоохранения. Участие в здоровьесберегающих программах.
 
5. «Я и природа».
Изучение биологических особенностей деревьев и кустар­ников ближайшего природного окружения (не менее 10 видов)-Определение лекарственных растений своей местности. Правила сбора, сушки и хранения. Определение съедобных грибов, спосо­бы их обработки для приготовления блюд. Составление герба­риев наиболее распространенных растений местности. Определе­ние типичных насекомых данной местности. Охраняемые виды. Биологическая роль птиц в природе. Знакомство с типичными видами птиц своей местности. Участие в экологических акциях и программах.
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
3-я ступень
Цель: воспитание духовно богатой, творчески мыслящей лич­ности, ориентированной на высокие духовно-нравственные цен­ности.
 
N п/п
 
 
Наименование темы
 
 
 
Кол-во часов
 
всего
теория
практика
3
1
5
6
Я и Россия.
14
6
8
Я и Скаутинг.
10
6
4
Я в скаутском лагере.
22
10
12
Я и мое здоровье.
6
4
2
Я и природа
8
2
6
ИТОГО
60
26
36
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-я ступень
Третий год обучения
1.       «Я и Россия».
Моя малая Родина. История Ставропольского края. История за­селения Петровской земли. Посещение природных и исторических памятников в районе: г. Куцай, Барков колодец и др., Писаные камни, Соленое озеро. Составление иллюстрированного отчета по итогам экскурсий, походов. Подготовка бесед, докладов об исто­рических местах края, района, о личностях, оказавших влияние на ход истории края. Посещение музеев, выставок.
 
2.       «Я и Скаутинг».
Подготовка кандидатов в скауты (знание и понимание смысл» Скаутского Обещания, Закона Скаутов, знание истории Скаут­ского Движения). Участие в церемониях скаутского отряда, органи­зации. Организация и проведение добрых дел по месту жительства Участие в разработке и организации социальных проектов. Знаком­ство с основными положениями Конституции Всемирной Орга­низации Скаутского Движения.
 
3.       «Я в скаутском лагере».
Организация и подготовка 3-дневного похода: распределение обязанностей, составление списка вещей, оборудования, продуктов. Разработка маршрута передвижения. Составление альбомов по итогам похода, экспедиций. Чтение топографических карт с помо­щью легенды, знаков и масштаба. Составление простейших топог­рафических карт местности, проложение маршрута. Основные спо­собы ориентации без использования компаса.
 
4.       «Я и мое здоровье».
Принципы кровообращения в организме человека. Симптомы и первоочередные действия при различных видах кровотечений. Симп­томы нарушения сердечной деятельности, первоочередные Действия для нормализации деятельности сердца. Первоочередные Действия при переломах конечностей. Изготовление простейших носилок из подручных материалов. Участие в проведении кинолекториев по про­филактике употребления алкоголя, табакокурения и наркотиков.
 
5.       «Я и природа».
Единство человека и природной среды. Определение экологии. Краткая история развития экологии. Экологические проблемы: гло­бальные масштабы воздействия человека на природу. Человек в городе. Его биологические и социальные свя­зи. Экология жилища, питания. Воздействие факторов городской среды на здоровье людей. Участие и организация экологических акций.
 
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
При составлении учебно-тематических планов на основе программы «Ступени Скаута» необходимо учитывать: объем предполагаемого материала, последовательность тем с цикличностью по сезонам года, а также базовые требования, имеющие непосредственное отношение к «дидактике Скаутинга»:
- деятельность на природе является наиболее важным условием в Скаутинге, что позволяет испытать чувства приключения, романтики, уверенности в себе; представляет широкие воз­можности для реализации практических дел;
 - игра должна быть использована на скаутских занятиях в лю­бом возрасте;
- индивидуальный выбор. Скауты всегда должны иметь возможность для персонального выбора — какими тестами проверять свои навыки, выбирать виды работ, игры и т. д.;
- церемонии и традиции — каждая скаутская встреча предпола­гает определенную церемонию;
- призыв (клич, девиз) в дружеской манере помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться духом; он наполнен доб­ротой, верностью, дружбой, задором;
- практический труд (ручной труд) обязательно должен при­сутствовать в деятельности скаутов, он позволяет обучаться всевозможным навыкам и умениям;
- самовыражение - необходимое условие, без которого также немыслимо воспитание личности. Часть мероприятий програм­мы призваны помочь скауту выработать уверенность в себе и способность к самооценке и общению с другими;
- поощрения - всякое занятие должно стимулировать ребенка к достижению успеха. Именно это дает шанс каждому удов­летворить свою потребность быть полезным обществу и в конечном счете позволяет испытывать чувство гордости за са­мого себя.
Занятие нужно строить, опираясь на Скаутский Метод, который  в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения определяется как «система прогрессивного самообразования через:
-  Обещание и Закон;
-  обучение через дело;
-  членство в малых группах — патрулях, включающее прогрес­сивное открытие и принятие ответственности и подготовку (под руководством взрослых) к самоконтролю, направлен­ному на развитие характера и приобретение знаний, уверен­ности в себе, надежности и способности как к сотрудниче­ству, так и к руководству;
- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных
мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой» (Конституция Всемирной Организации Скаут­ского Движения, статья III).
Воспитательный смысл Обещания и Закона заключается в добровольном выборе молодым человеком определенной модели поведения, базирующейся на конкретных этических принципах. «Я буду честно выполнять свои обязанности перед Богом, страной и людьми, действовать согласно закону скаутов — помогать людям, быть физически сильным, умственно развитым, морально стой­ким», — дает клятву каждый, желающий стать скаутом.
Другим важнейшим элементом метода скаутизма является так называемое обучение делом, в основе которого лежит идея Р. Баден Пауэлла о том, что «мальчишка всегда предпочитает делать, а не изучать». Вот почему главное в жизни скаута не занятия по учебни­кам и прослушивание лекций и бесед, а наглядная демонстрация, наблюдения, эксперимент, активное участие в конкретном деле.
Скаутский патруль — базовое структурное подразделение скаут­ской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых взрос­лым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден Пауэллом. Патруль является своеобразной командой. Каждый из его членов доброволь­но выполняет взятые на себя обязанности, внося свой вклад в жизнь патруля, способствуя успеху его деятельности. Эти обязанности вы­полняются в течение определенного времени. Один из членов пат­руля, признанный лидером, играет роль координатора общих уси­лий, предоставляя другим скаутам возможность участвовать в при­нятии решений и полностью включиться в жизнь команды.
Формами индивидуальной ответственности членов патруля мо­гут быть:
- лидер патруля;
- помощник лидера патруля;
- ответственный за патрульное имущество;
- казначей (ответственный за патрульные финансы);
- летописец (ведущий патрульного дневника);
- санинструктор (ответственный за патрульную аптечку и под­готовку по оказанию первой медицинской помощи).
Каждый элемент Скаутского Метода дополняет и усиливает воз­действие других. Отсутствие какого-либо из элементов Скаутского Метода или его использование не по назначению нарушит целос­тность воспитательной системы, изменит ее суть. В таком случае она уже не сможет эффективно решать главную задачу Скаутинга - способствовать личностному развитию молодых людей. Характери­зуя Скаутский Метод, Баден Пауэлл говорил: «Скаутинг — это ле­карство, состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты его дей­ствия неудовлетворительны».
Занятие по программе «Ступени Скаута» должны проводиться 1 раз в неделю и продолжаться 1,5 часа. Преимущество скаутинга заключается в ступенчатой системе руководства. Патрулями руко­водит лидер (патрульный), а старший руководитель должен только помогать ему. Важно подчеркнуть, что главная задача взрослых — направлять деятельность, оказывая молодым людям помощь в рас­крытии их потенциальных способностей, в овладении умением брать на себя ответственность.
Обычно занятие начинает патрульный, он громко обращается к ребятам, например: «Патруль «Совы»!». По этому вызову все ребята моментально прекращают разговоры. После лидер командует: «В одну шеренгу становись!». При этом он становится лицом к месту, где должна построиться шеренга. Правофланговый становится лицом к вожаку. Следующие команды: «Направо-равняйсь!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь! Смирно». После этих команд руко­водство берет на себя более старший лидер. Очень важно вначале занятия дать ребятам заряд духовной энергии. Настроить их на скаут­скую тональность. Старший координатор говорит молитву русских скаутов: «Господи, помоги нам быть сегодня лучше, чем были вчера». Патрульный командует: «Вольно!»; все хором поют гимн организа­ции. По окончании пения говорит: «Будьте готовы!»; все отвечают: «Всегда готовы за Россию!». После этого лидер приглашает всех сесть.
Теоретическая часть занятия может быть представлена расска­зом, беседой, дискуссией, психологическим тренингом, мозговым Штурмом, игрой и т. д.
Во второй части занятия планируются:
- самостоятельная работа;
- «добрые дела», трудовая деятельность
- практические работы и т. д.;
- разучивание и пение скаутских песен;
- игры-действия, игры-символы, коммуникативные и ролевые
игры.
Схема занятий прослеживается на протяжении трех лет обуче­ния, но содержание деятельности в процессе изучения каждого блока программы обновляется и обогащается.
Для походов, экскурсий, экспедиций лучше использовать вы­ходные дни. Необходимо с первого выхода на природу поручать ребятам готовить небольшие сообщения по итогам. План экспеди­ции нужно составлять так, чтобы перед скаутами стояла ближай­шая и доступная им цель: поход, экскурсия к интересному объекту и игры.
В течение первого года обучения рекомендуется проводить похо­ды, где маршевая нагрузка занимает от 1 до 2 ч; на втором году обучения — 1,5—3 ч; на третьем — 3—4 ч. Двухдневные походы лучше планировать в теплое время года.
Для подведения итогов выполнения программы и определения ее результативности рекомендуется регулярно проводить конт­рольные срезы в форме: тестирования, викторин, игр, эстафет, минисоревнований, сдачи зачетов по специальностям.
В организации разработана система знаков отличия, которые фиксируют достижения ребенка и повышают его активность.
 
 
СКАУТСКИЕ ИГРЫ
Беглец
Один из скаутов убегает вперед, разбрасывая на своем пути зер­на кукурузы (можно заменить их чем-то другим, но только тоже мелким и желательно растительным). Через какое-то время осталь­ные ребята устремляются за ним следом по «кукурузному» следу. Нужно постараться поймать водящего до того, как он доберется до финиша, который находится, как правило, в одной миле от старта.
 
Спящий пират
Тот из ребят, кто играет роль пирата, сидит с завязанными гла­зами на бревне. У ног его лежит украденный им клад. Другие скауты образуют вокруг пирата круг (диаметром метров тридцать). Они стараются подкрасться к пирату, забрать у него клад и вернутьобратно, оставшись незамеченными. Если же пират слышит кого-то, он хлопает в ладоши и указывает пальцем на того, кого услышал. Замеченный скаут выбывает из игры. Самый удачливый скаут, похитивший клад, становится новым пиратом.
 
Подкрадись к оленю
«Олень» (один из скаутов) стоит в лесу или в поле. Другие члены патруля разбредаются вокруг на расстоянии 100 метров. По сигналу они начинают подкрадываться к оленю, используя все свое умение. Если олень замечает кого-либо из скаутов, он указывает на него и приказывает остановиться. Следующим оленем становится тот, кто сумеет приблизиться к водяшему как можно ближе.
 
Осторожный волк
Один из скаутов — «осторожный волк». Все другие стоят в сторо­не приблизительно в 50 метрах. Как только волк повернется к сто­ящим спиной, скауты начинают приближаться к нему. Когда же волк оборачивается, все замирают.
Любой скаут, сделавший хоть малейшее движение, должен вер­нуться на стартовую площадку, чтобы продолжать игру оттуда. Ска­ут, первым дотронувшийся до волка, занимает его место.
 
Охотник и собаки
Игроки собираются на площадке. В середине стоит охотник с мячом в руках. Он подбрасывает мяч в воздух и ловит, когда тот отскакивает от земли. Пока охотник трижды подбрасывает и ловит мяч, остальные игроки разбегаются по площадке. Поймав мяч в третий раз, охотник должен тут же бросить его в игроков. Если ему удастся выбить одного из них, тот становится собакой охотника или помощником. Собаки не могут самостоятельно выбивать игроков, но могут поймать отскочивший мяч и бросить охотнику. Если игрок поймает мяч, которым его хотел выбить охотник, он может передать его другому игроку и даже выбить одну из собак. Выбитая собака становится снова полноправным игроком. Игра заканчивается, когда охотник с помощью собак выбьет всех игроков.
 
Змейка
Под звуки марша в зал входит ведущий и идет по кругу. Не прекращая движения, он наклоном приглашает какую-нибудь девушку следовать за ним и берет ее за руку. Теперь по кругу идут двое.
Затем девушка приглашает следовать за собой одного из стоящи,, вокруг ребят и т. д. «Змейка» быстро растет.
Когда большинство присутствующих вовлечено в «змейку» и она начинает выписывать замысловатые фигуры, марш сменяется танце­вальной мелодией. Это может быть вальс или любой популярный танец. Ведущий предлагает юношам повернуться направо и пригла­сить стоящую рядом девушку на танец. «Змейка» распадается, и весь зал заполняется танцующими парами.
 
Снежный ком
Звучит музыка. В центре зала танцует одна пара. Через 8 или 16 тактов по хлопку ведущего танцующие поворачиваются лицом к стоящим в кругу учащимся и быстро выбирают себе нового партне­ра или партнершу, после следующего музыкально-танцевального эпизода следует второе приглашение на танец, и в кругу танцуют две, затем четыре пары и т. д. Игра продолжается, число танцующих растет быстро, как снежный ком. Наконец наступает момент, когда танцуют все.
 
СКАУТСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ, СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ
 
Скаутское Движение бережно хранит свои атрибуты и символы.
 
Скаутская эмблема
Красивая белая лилия с тремя лепестками на пурпурно-лиловом фоне. Этот знак используется только Всемирной Организацией Ска­утского Движения с момента ее зарождения и признается всеми как символ Скаутской Организации.
В Скаутском Движении трилистник обозначает путь к дружбе и братству, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как компас, в приближении к скаутским идеалам, а также показы­вает дорогу другим.
Три лепестка лилии представляют три элемента Скаутского Обе­щания; концы лепестков похожи на стрелку компаса.
Две звезды символизируют правду и жизнь на природе. Десять концов звездочек — десять заповедей Скаутского Закона.
Во Всемирной Скаутской эмблеме другим элементом является также веревка. Она окружает лилию и завязана рифовым узлом, обозначающим единство и братство Всемирного Движения. Известно,  что рифовый узел отличается тем, что он затягивается тем туже, чем сильнее натяжение.
Цвета Всемирного Скаутского Движения — белый и пурпурно-лиловый. Они глубоко символичны: в геральдике белый цвет оли­цетворяет чистоту, а королевский пурпурно-лиловый — лидерство и бескорыстную помощь другим.
 
Скаутский девиз «Будь готов!»
Однажды кто-то спросил Баден Пауэлла, что этот девиз озна­чает? Он объяснил так: «Скаутский девиз говорит, что ты всегда готов умом и телом выполнить свой долг перед лицом любой трудности и, если необходимо, помочь другим».
Но Баден Пауэлл думал не только о поступках скаутов в экстре­мальных ситуациях. Его идея заключалась в следующем: каждый скаут должен подготовить себя к тому, чтобы стать полезным граждани­ном и участвовать в создании счастливой жизни для себя самого и окружающих. Он хотел, чтобы каждый скаут обладал знаниями и способностями для реализации того предназначения, которое жизнь предоставляет каждому, и мог стойко встретить любые трудности на своем пути. Быть готовым к жизни — значит жить счастливо, без огорчений, понимая, что ты сделал все от тебя зависящее. Вот что означает скаутский девиз.
 
Скаутский знак приветствия
Скаутский знак используется скаутами повсюду в мире. При скаутском салюте правая рука поднимается вверх. Поднятые вверх Указательный, средний и безымянный пальцы означают три Дол­га Скаута. Большой палец, прикрывающий мизинец, символизи­рует защиту младшего старшим. На языке жестов все это означает «мудрость». Высоко поднятая рука — это сигнал «Внимание!». Когда скаутский лидер поднимает руку, все скауты отвечают ему таким же  скаутским знаком, оставляя свои дела, и вокруг в этот момент наступает полная тишина.
 
Скаутский салют
Скаутский салют подчеркивает отношение скаута к особым мероприятиям. Салютуя государственному флагу, он демонстрирует к государству. Салютуя скаутскому лидеру и другим скауту, он заявляет о своей принадлежности к Скаутингу.
 
Скаутское рукопожатие
Скаутское рукопожатие - признак проявления дружбы и пре­данности Левая ладонь при скаутском рукопожатии крепко сжима­ет ладонь левой руки другого скаута. Баден Пауэлл перенял тради­цию пожатия левой рукой у воинов африканских племен. Обычно они держали щит в левой руке, а оружие - в правой. При встрече с незнакомым человеком, чтобы показать свое доверие и дружес­кое расположение к нему, воин брал щит в правую руку, тем са­мым как бы лишая себя защиты, и здоровался левой рукой.
Сегодня рукопожатие левой рукой - знак принадлежности к особому по духу Скаутскому Братству.
 
Скаутские знаки отличия
Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской специально­сти. Слово «специальность» обозначает, что скауты — мальчики или девочки — имеют особые знания по каким-либо скаутским про­граммам.
Для каждой специальности существуют определенные требова­ния, которые необходимо выполнить, после чего скаут получает право носить на левом рукаве знак отличия по этой специальности, которые вручаются скауту по достижении какого-либо разряда в определенном деле: например, оказании первой доврачебной помо­щи, ремонте машин, поварском деле, альпинизме, плавании и т. д.
 
Скаутский шейный платок
Каждый скаут обязательно носит шейный платок-галстук. Имен­но этот элемент отличает одну скаутскую группу от другой - гал­стуки могут быть самых разнообразных цветов. Они часто имеют цвета национального флага, изображение герба города, местности, где живут скауты.
 
Скаутский патруль
Скаутский патруль - базовое структурное подразделение скаут­ской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых взрослым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден ПауэллоМ, впервые применившим метод членства в малой группе: «Объеди­нение мальчиков в постоянные патрули численностью от шести по восьми человек, занятия с ними как с отдельными группами, руководимыми компетентными лидерами, являются ключом к ус­пеху- Патруль — это постоянное объединение скаутов для работы или игры, воспитывающее дисциплину и чувство долга».
Патруль является своеобразной командой. Каждый из его членов добровольно выполняет взятые на себя обязанности, внося свой вклад в жизнь патруля, способствуя успеху его деятельности. Эти обязанности выполняются в течение определенного времени. Один Из членов патруля, признанный лидером, играет роль координато­ра общих усилий, предоставляя другим скаутам возможность уча­ствовать в принятии решений и полностью включиться в жизнь команды.
 
Скаутское Обещание
Клянусь моей честью, что я сделаю все,
от меня зависящее, чтобы:
выполнить мой долг перед  моей страной;
помогать другим в любое время,
подчиняться Скаутскому Закону!
 
Скаутский Закон
Скаутский Закон — это обязательные принципы жизни скаута, которым он будет следовать всю жизнь. Скаутский Закон определяет высшие идеалы и критерии поведения скаута. Следуя Скаутскому Закону, скаут всегда будет знать, что поступает правильно.
 
Скаутский Закон:
1. Чести скаута следует доверять.
2. Скаут верен.
3. Долг скаута — быть полезным и помогать другим.
4. Скаут — друг всем и брат любому скауту.
5. Скаут вежлив.
6. Скаут — друг животных.
7. Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также
Приказам руководителя патруля, скаутмастера.
8. Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях.
9. Скаут бережлив.
10. Скаут чист в мыслях, словах и делах.
 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
1. Акатов Н. А. Схема прогрессивного развития и знаков по специальноетям Федерации православных скаутов. — Москва, 2000.
2. Астанин Л., Благосклонов К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1978.
3. Атрохин В. Г. Лесная хрестоматия. - М.: Лесная промышленность, 1988
4. Беликов Г. Занимательное путешествие. — Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 1973.
5. Берман. Юный турист. — М.: Физкультура и спорт, 1977.
6. БондарьЛ. Скаутинг. Книга для скаута. - Женева, 1992.
7. БондарьЛ. Что есть Скаутинг. Книга для скаутского лидера.
8. БондарьЛ. Скаутинг. Книга для родителей. ~ Женева, 2001.
9. Гиряев Д. М. Юные лесоводы. - М.: Агропромиздат, 1988.
10. Горелов И. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 1991.
11. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос, 1992.
12. Данилов Г. Педагогическая азбука. Русские народные игры. - Н. Нов­город, 1997.
13. Довбышенко В. И. Скаутинг. Словарь-справочник. - Ялта-Гурзуф, 2001.
14. Закон Божий. 1-5 т. — М.: Терра, 1991.
15. История Ставропольского края : региональный учебник. - Ставрополь:СИПКРО, 1996.
16. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспита­тельного процесса // Воспитание школьников. — 1993. - N2.
17. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. - М.: Терра, 1992.
18. Краеведение / под ред. А. В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987.
19. Крутогоров Ю. Рассказы о деревьях. - М. : Детская литература, 1987.
20. Лечение лекарственными растениями в народной медицине. - Май­
коп : Адыгейское книжное издательство, 1992.
21. Мы изучаем лес / сост. В. А. Самкова. — М-, 1993.
22. Остапец А. На маршруте туристы-следопыты. - М.: Просвещение, 1987.
23. Петленко В. П. Валеология человека. 1-5 т. - Петрос, 1996.
24. Подготовка и проведение похода, организация бивака, приготовление пищи, туристская группа в походе, обеспечение безопасности.
25. Пузицкий В. Родная история. - Саратов : Детская книга, 1994.
26. Решетников О. В. Скаутинг. Краткий справочник. - Москва, 1992.
27. ТатарниковаЛ. Г. Валеология подростка. — Петрос, 1996.
28. Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.
29. Шмаков С. От игры к самовоспитанию : сборник игр-коррекций. "
М., 1993.
30. Щуркова Н. Программа воспитания школьников.
 
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
Профориентация обучающихся
Функциональная грамотность
Методическая копилка
Наши достижения
Центр "Точка роста"

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области