|
Программа дополнительного образования СТУПЕНИ СКАУТА
|
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
«Ступени Скаута»
Составительская программа дополнительного образования
Для учащихся 5-9-х классов.
Срок реализации программы 3 года
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Борзаков Д.В.
Заместитель директора по ВР
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
СОШ с.Тимофеевка
_____________Григорьева О.Ю.
«____» _____________
с. Тимофеевка
2007г.
«СТУПЕНИ СКАУТА»
(средний и старший школьный возраст)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Политическая ситуация, многопартийность, утверждающиеся в общественной жизни нашей страны, неминуемо привносят многообразие в детское и юношеское движение. В этих условиях естественен возросший интерес к детским движениям, как существовавшим в дореволюционной России, так и успешно развивающимся в настоящее время в других странах. И в первую очередь внимание широкой общественности и педагогов привлекает скаутское движение.
Общепризнанным «отцом» Скаутинга является Роберт Стефен-сон Смит Баден Пауэлл.
Первая попытка применения методики скаутинга в России была предпринята еще в 1906 г. вице-адмиралом И. Бостремом в Севастополе.
Ознакомившись с только что вышедшей книгой Баден Пауэлла «Бойскауты», он с двумя сыновьями и их гувернером обошли летом весь Крым, живя по указаниям «отца скаутизма». Но в распространении идеи скаутизма в России пальма первенства по праву принадлежит полковнику 1-го Стрелкового полка О. И. Пантюхову. Позже в движении русских скаутов возникли два основных направления. Одно преимущественное внимание уделяло военной подготовке и воспитанию в духе патриотизма. Другое же ставило в центр своей деятельности гуманистические идеалы, заботу о людях, о животных, об окружающей среде. Лидером этого направления стал И. Н. Жуков. После гражданской войны в рядах российских скаутов произошел раскол. О. И. Пантюхов и его единомышленники, не принявшие революции и эмигрировавшие, продолжали свою деятельность за границей. Другие частично влились в ряды пионеров. Долгое время официальная идеология и педагогика клеймили «милитаристско-шовинистическую сущность скаутизма» (Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм // Пед. соч. Т. 5. С. 25-60-И только в последнее время отношение стало ощутимо меняться.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 16 млн скаутов. Более 250 млн человек прошли через скаутские организации за время их существования. Среди них многие выдающиеся деятели науки, литературы, политические лидеры, преуспевающие бизнесмены. Эти цифры впечатляют, если вспомнить, что скаутинг начинался с 20 мальчишек, собравшихся на острове Браунси.
Пройдя проверку временем, скаутская система выжила, и, развиваясь сегодня во всех сообществах, она привлекает к себе людей всех возрастов. Любовь к игре, жажда нового, приключения, романтика, возможность испытать себя, самостоятельность, свободное выражение индивидуального духа, возможность взять на себя ответственность в рамках своего возраста — характерны для подростков во всем мире.
«Скаутинг — это братство, система, которая на практике пренебрегает различиями в происхождении, вероисповедании, стране проживания, объединяет через недоступный для описания дух, который окружает Скаутинг» (Лорд Баден Пауэлл).
Формирование социально-адаптированной личности — одна из важнейших целей Скаутского движения. Именно дети должны учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться. Программа «Ступени Скаута» способствует решению проблем социальной адаптации детей, предоставляя им новые возможности взаимодействия в пространстве детской организации, развитии внутренней мотивации к личностному прогрессу, осознанию субъектом ответственности за свое развитие.
При разработке программы учитывались основополагающие документы Всемирной Организации Скаутского Движения (Конституция Всемирной Организации Скаутского Движения, Концепция духовного развития в Скаутинге, схема прогрессивного развития Федерации Православных Скаутов), Конвенция ООН о правах Ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принятая в 1990 году, а также Программа прогрессивного развития национальной скаутской организации. Особенностями программы «Ступени Скаута» являются:
- создание условий для саморазвития творческой индивидуальности, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
- общая направленность на гармоническое развитие личности;
- непрерывность учебно-воспитательного процесса;
- органичное слияние воспитания и самовоспитания личности;
- учет региональных особенностей: культурных, демографических, географических.
Актуальность программы определяется не только содержанием вышеуказанных соглашений и документов, но и воссозданием культурно-исторических корней. Все это и определило наличие в программе форм, методов и подходов, которые призваны обеспечить ребенка способами личной безопасности в современных условиях познакомить его с примерами доброжелательного сосуществования с природой и социумом, а также позволяющих активизировать процесс соприкосновения ребенка с историко-культурной базой своей Родины.
Цель: воспитание потребности у детей к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию через создание условий личностного роста каждого ребенка и формирование качеств патриота
и гражданина.
Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих
задач:
1. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности.
2. Формирование духовно-нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям.
3. Овладение знаниями, лежащими в основе физического и психического здоровья.
4. Формирование чувства гражданского долга, дисциплинированности в поступках, патриотических чувств к своей Родине.
5. Развитие познавательных потребностей.
6. Развитие двигательных качеств (силы, ловкости) и моторных
способностей.
7. Формирование привычки к здоровому образу жизни.
8. Воспитание гуманного отношения к животным и природе.
9. Воспитание этической культуры в быту, поведении, труде.
10. Воспитание активной жизненной позиции.
Программа «Ступени Скаута» направлена на поэтапное формирование интереса детей к историческому наследию своей Родины и культуры, обеспечивает их эстетическое, физическое, нравственное развитие. В процессе обучения дети вовлекаются в игровую де деятельность, с помощью которой осуществляется переход к серьезной творческой деятельности, в которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность, верность.
Содержание программы основывается на современных тенденциях личностно-ориентированного образования и на следующих педагогических и фундаментальных принципах скаутского движения:
- целостности — программа имеет стройную систему, в ней соблюдены единство обучения и воспитания;
- гуманизации — атмосфера доброжелательности и взаимопонимания, учет возрастных особенностей, личностно-ориентированный подход;
- культуросообразности — основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры;
- романтики и игры — игры-действия, игры-символы, коммуникативные игры, игры на природе. Достижение эмоциональной близости, развитие прогностических функций, приобретение социального опыта, развитие воображения, преодоление комплексов;
- долга перед Родиной и другими — верность своей стране, терпимость, лояльность, сотрудничество, взаимопонимание, целостность окружающего мира; перед собой — ответственность за собственное развитие;
- деятельностного подхода - любые знания приобретаются во
время активной деятельности.
Содержание программы «Ступени Скаута» ориентировано на развитие личностно-смысловой сферы ребенка. Программа удовлетворяет разносторонние потребности ребенка, признавая, что каждый ребенок — индивидуальность, поощряет молодого человека к саморазвитию, позволяя ему демонстрировать свои знания и навыки.
Программа «Ступени Скаута» является планом пошагового прогрессивного роста скаута посредством:
- участия в мероприятиях, предполагающих игру, приобретение полезных умений и навыков, общественно полезный труд;
- изучения скаутских специальностей, совершенствования умений и навыков;
- совершенствования умений и навыков здорового образа жизни;
- изучения культурно-исторического наследия своей Родины;
- участия в социально-значимых акциях и операциях;
- приобщения к духовно-нравственным основам русского народа.
В программе предусматривается максимальное приближение всей жизни скаутской организации к природе. И дело здесь не столько в полезности свежего воздуха для растущего организма, сколько в том, что с точки зрения основателей и лидеров скаутизма именно природа создает максимально благоприятные условия для интеллектуального и нравственного становления молодых людей, реализации творческих способностей, закалки воли, развития самообладания, умения находить решения в сложных ситуациях.
Настоящая программа составлена для детей среднего школьного возраста (11 —15 лет) и рассчитана на 3 года обучения. Занятия по программе проводятся в малых группах 1 раз в неделю. Обычно группа состоит из 6—8 членов, это оптимальный вариант объединения детей. Скаутская группа всегда имеет четкую структуру. Общепринятым названием малой группы является «патруль».
Для участия в программе требуется осознанное желание заниматься в Скаутской организации по ее законам и согласие родителей.
На 1-й ступени (1-й год обучения) ребенок добровольно принимает обязательство, символически выраженное Скаутским Обещанием. Получает начальные знания по истории Скаутинга, Российского государства. Осмысливает такие понятия, как Бог, молитва, Родина, вера и другие, знакомится с небесными покровителями русских скаутов. Получает первоначальные навыки жизни на природе.
На 2-й ступени (2-й год обучения) происходит углубленное изучение скаутских специальностей. Программой предусмотрено участие детей в мероприятиях, организованных в скаутском отряде. После прохождения очередного этапа, приобретя новые умения и навыки, скаут может брать на себя большую ответственность в группе.
На 3-й ступени (3-й год обучения) скауты участвуют в планировании и организации мероприятий, походов, лагерей. Составляют отчеты, очерки и книги по итогам работы. Совершенствует свои умения и навыки по определенным разделам программы. Учатся брать на себя ответственность, овладевать инициативой, доводить до конца начатое дело. Основное содержание блоков в программе на 3-й ступени построено на краеведческом материале.
Данные ступени характеризуются постепенным усложнением деятельности, порождающей новые познавательные потребности ребенка, которые в свою очередь стимулируют развитие интереса к деятельности. От простого к сложному, от примитивного к утонченному. Материал ступеней выстроен в логической последовательности и связан между собой. Новые знания по программе прочно базируются на усвоенных детьми ранее.
Подведение итогов выполнения программы и оценка ее результативности осуществляется по окончании определенного цикла (по годам обучения). Обычной формой подведения итогов являются скаутские лагерные сборы, соревнования. В ходе сборов осуществляется проверка скаутов, завершивших цикл обучения, на предмет их соответствия требованиям ступени. Для учета индивидуальных достижений существует хорошо разработанная система знаков отличия. Награды (значки, нашивки и т. п.) вручаются как за овладение навыками определенной ступени в целом, так и за отдельные конкретные умения. Закрепленный успех мотивирует ребенка к дальнейшему росту. Кроме того, существенным является промежуточный контроль в форме тестов, соревнований, наблюдений. Но важнейшим положительным результатом программы могут быть только одухотворенные слова детей, их чистые мысли и добрые поступки.
Ожидаемые результаты
1-я ступень
1. В процессе реализации программы ребенок узнает:
- историю создания государственного флага и герба России;
- историю становления русского государства от славянских имен до исторической роли княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и Дмитрия Донского;
- историю возникновения Скаутского движения в Англии и России;
- символы, атрибуты и девиз Скаутской организации;
- основное снаряжение, необходимое в походе;
- виды топлива и способы разжигания костра;
- дорожные и лесные знаки;
- основы безопасного поведения в походе, на улице и т. д.
- правила личной гигиены;
- медикаменты, необходимые для оказания первой медицинской помощи;
- распространенные виды деревьев и кустарников своей местности;
- распространенные лекарственные растения своей местности.
2. Ребенок научится:
- находить на карте расположение России;
- изготавливать эмблему патруля;
- укладывать рюкзак и палатку;
- разводить костер в сырую и сухую погоду;
- двигаться по пересеченной местности, ориентируясь по лесным знакам;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- способам перевязки на пальце и руке;
- определять распространенные виды деревьев и кустарников;
- определять лекарственные растения, пригодные для приготовления фиточая.
2-я ступень
1. В процессе реализации программы ребенок узнает:
- значение реформ Петра 1 для России;
- первооткрывателей XVIII века: В. Беринга, А. И. Чирикова,
С. П. Крашенинникова, Т. Ф. Миллера и др.;
- роль М. В. Ломоносова в русской науке и культуре;
- основные изобретения И. И. Ползунова, И. П. Кулибина;
- крупнейших зодчих XVIII века В. Растрелли, В. И. Баженова, М. Ф. Казанова и их вклад в русскую архитектуру;
- выдающихся представителей художественного творчества:
Д. Г.Левицкого, В. П. Боровиковского, И. Л. Аргунова и др.;
- историю первого отряда на о. Браунси;
- историю первого русского патруля «Бобры»;
- принцип выбора места для лагеря;
- способы хранения топлива;
- способы определения погоды по разным признакам;
- способы шифровки сообщений, сигналов;
- о медицинской помощи при глубоких порезах, ранах, сильном кровотечении;
- типичных насекомых и птиц своей местности;
- охраняемые виды животных и растений.
2. Ребенок научится:
- готовить сообщения о жизни выдающихся людей;
- оборудовать места общего пользования;
- заготавливать топливо для костра;
- работать с картой и ее условными обозначениями, с компасом;
- оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах;
- перевязывать при травмах средней тяжести руки или ноги;
- определять съедобные и ядовитые грибы;
- узнавать типичных птиц и насекомых своей местности;
- правильно делать гербарий.
3-я ступень
1. В процессе реализации программы ребенок узнает:
- историю Самарской области, ее основные этапы;
- историю Ставропольского района;
- природно-исторические места, требующие охраны;
- содержание Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения;
- принцип чтения топографических карт с помощью легенды,
знаков и масштаба;
- первые симптомы и неотложную помощь при переломах конечностей;
- основные понятия — экология (наука о доме), глобальные экологические проблемы;
- экологические факторы, влияющие на здоровье человека.
2. Ребенок научится:
- готовить сообщение об истории области или района;
- объяснять Законы, смысл Скаутского Обещания новичкам;
- готовить их ко вступлению в Скаутскую организацию;
- организовывать работу патруля;
- распределять обязанности между собой, составлять список
продуктов и необходимых вещей, оборудования;
- ориентироваться без компаса на местности;
- читать топографические карты;
- составлять простейшие топографические карты;
- оформлять отчет по итогам похода;
- оказывать неотложную помощь при нарушении работы сердечной деятельности;
- изготовлять простейшие носилки из подручных средств для
переноски пострадавшего.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1-я ступень
Цель: сформировать интерес к скаутингу, как к сумме знаний и умений, необходимых ребенку в современном социуме.
N п\п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
всего
|
теория
|
практика
|
1
2
3
4
5
|
Я и Россия
Я и скаутинг
Я в скаутском лагере
Я и моё здоровье
Я и природа
|
10
12
20
6
12
|
6
10
6
2
4
|
4
2
14
4
8
|
ИТОГО
|
60
|
34
|
38
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-я ступень
Первый год обучения
1. «Я и Россия».
История создания Государственного флага и герба России. Изучение расположения России и ее крупных городов на карте. Знакомство с историей становления русского государства: славянские племена, их традиции и обряды. Киевская Русь. Крещение Руси. Создание иллюстраций к книге «Повесть временных лет». Чтение былин о русских богатырях. Конкурс-викторина «С русским воином через век!». Историческая роль княгини Ольги, князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского в судьбе русского народа.
2. «Я и Скаутинг».
Объяснение и заучивание текста Обещания и Закона Скаутов. Знакомство с историей возникновения скаутского движения, биографией создателя Скаутинга Р. Баден Пауэлла. Возникновение Скаутинга в России. Роль О. И. Пантюхова в развитии скаутинга в России. Изучение символов и атрибутов организации и патруля: история создания скаутской эмблемы, скаутского рукопожатия, салюта. Девиз. Салют. Галстук-косынка. Выбор эмблемы для своего патруля в соответствии со скаутскими традициями. Изготовление эмблемы патруля.
3. «Я в скаутском лагере».
Основное снаряжение, необходимое в походе. Правила укладки Рюкзака. Правила установки и складывания палатки. Виды топлива. Способы разжигания костра в сухую и сырую погоду. Правила личной гигиены в походе и лагере. Дорожные и лесные знаки. Движение по пересеченной местности, ориентируясь по дорожным и лесным знакам. Правила безопасного обращения с топором и ножом.
Правила хранения топора и ножа. Хранение веревки, предохранение ее концов от распутывания. Основные принципы безопасного поведения в походе, как днем, так и ночью. Правила безопасного поведения на улице с активным транспортным движением. Принципы безопасного передвижения пешком по шоссе. Проигрывание безопасного поведения на улице. Встречи с инспектором ГИБДД.
4. «Я и мое здоровье».
Правила личной гигиены. Дневник здоровья и физического здоровья, развития. Беседа о вреде курения. Оказание первой медицинской помощи: при неглубоких ссадинах, порезах, несильном кровотечении, несильных ожогах огнем и паром, при появлении мозолей на руках и ногах, укусах насекомых. Знание медикаментов, необходимых для оказания первой медицинской помощи. Измерение температуры тела.
5. «Я и природа».
Знакомство с распространенными видами деревьев и кустарников своей местности (не менее 5 видов). Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Определение лекарственных растений своей местности (не менее 5 видов). Значение лекарственных растений в жизни человека. Знакомство с распространенными видами насекомых. Полезные и вредные насекомые. Правила поведения в природе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
2-я ступень
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.
N п/п
|
Наименование темы
|
|
Кол-во часов
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
3
1
5
6
|
Я и Россия.
|
14
|
8
|
6
|
Я и Скаутинг.
|
10
|
4
|
6
|
Я в скаутском лагере.
|
22
|
8
|
14
|
Я и мое здоровье.
|
6
|
2
|
4
|
Я и природа
|
10
|
4
|
6
|
ИТОГО
|
60
|
26
|
36
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-я ступень.
Второй год обучения
1. «Я и Россия».
Русская культура. Подготовка докладов по русскому народному творчеству. Разучивание колядок. Участие в фольклорных праздниках. Знакомство с эпохой Петра I. Значение государственных реформ Петра I для России. Развитие науки и образования, литературы и искусства во второй половине XVIII века. Роль М. В. Ломоносова в эусской науке и культуре. Знакомство с жизнеописанием первооткрывателей Сибири и других северных земель В. Беринга, A.И. Чирикова, С. П. Крашенинникова, Г. Ф. Миллера; достижениями русских изобретателей - И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. Знакомство с творчеством крупнейших зодчих XVIII века –B. Растрелли, В. И. Баженова, М. Ф. Козакова, их вклад в русскую и мировую 1 архитектуру. Портретная живопись XVIII века Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, И. А. Аргунова и др.
2. «Я и Скаутинг».
Знакомство с историей первого скаутского отряда на о. Браунси, скаутского движения в Англии, России. История возникновения Первого русского патруля «Бобры». Знакомство с программой деятельности и основными мероприятиями своей организации. Участие в социальных программах, разработанных государственными органами или советом организации. Разработка и осуществление проекта Добрых дел по месту жительства. Организация дискуссий о значении Скаутского Обещания и Закона Скаутов в нашей жизни с ребятами.
3. «Я в скаутском лагере».
Принцип выбора места для лагеря и его оборудование: туалет, место для умывания, для хранения продуктов. Способы заготовки и хранения топлива для костра, хранение топлива сухим. Виды костров, предназначенные для разных погодных условий и ситуаций. Предсказание погоды по различным признакам. Участие в пеших походах и переходах. Способы шифровки сообщений. Сигналы свистка. Компас и его устройство. Определение частей света по компасу, деревьям и др. признакам. Азимут. Движение по азимуту. Знакомство с картой и ее условными обозначениями.
4. «Я и мое здоровье».
Оказание первой медицинской помощи: при глубоких порезах и рваных ранах, сильном кровотечении, ожогах паром или огнем средней тяжести, попадании соринок в глаз, ухо, при тепловом и солнечных ударах, обморожении и переохлаждении. Знакомство со способами переноски пострадавшего человека вдвоем, вчетвером. Перевязка при травмах средней тяжести руки или ноги. Участие в мероприятиях по профилактике наркомании среди подростков, проведение бесед о вреде курения. Встречи со специалистами здравоохранения. Участие в здоровьесберегающих программах.
5. «Я и природа».
Изучение биологических особенностей деревьев и кустарников ближайшего природного окружения (не менее 10 видов)-Определение лекарственных растений своей местности. Правила сбора, сушки и хранения. Определение съедобных грибов, способы их обработки для приготовления блюд. Составление гербариев наиболее распространенных растений местности. Определение типичных насекомых данной местности. Охраняемые виды. Биологическая роль птиц в природе. Знакомство с типичными видами птиц своей местности. Участие в экологических акциях и программах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
3-я ступень
Цель: воспитание духовно богатой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие духовно-нравственные ценности.
N п/п
|
Наименование темы
|
|
Кол-во часов
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
3
1
5
6
|
Я и Россия.
|
14
|
6
|
8
|
Я и Скаутинг.
|
10
|
6
|
4
|
Я в скаутском лагере.
|
22
|
10
|
12
|
Я и мое здоровье.
|
6
|
4
|
2
|
Я и природа
|
8
|
2
|
6
|
ИТОГО
|
60
|
26
|
36
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3-я ступень
Третий год обучения
1. «Я и Россия».
Моя малая Родина. История Ставропольского края. История заселения Петровской земли. Посещение природных и исторических памятников в районе: г. Куцай, Барков колодец и др., Писаные камни, Соленое озеро. Составление иллюстрированного отчета по итогам экскурсий, походов. Подготовка бесед, докладов об исторических местах края, района, о личностях, оказавших влияние на ход истории края. Посещение музеев, выставок.
2. «Я и Скаутинг».
Подготовка кандидатов в скауты (знание и понимание смысл» Скаутского Обещания, Закона Скаутов, знание истории Скаутского Движения). Участие в церемониях скаутского отряда, организации. Организация и проведение добрых дел по месту жительства Участие в разработке и организации социальных проектов. Знакомство с основными положениями Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения.
3. «Я в скаутском лагере».
Организация и подготовка 3-дневного похода: распределение обязанностей, составление списка вещей, оборудования, продуктов. Разработка маршрута передвижения. Составление альбомов по итогам похода, экспедиций. Чтение топографических карт с помощью легенды, знаков и масштаба. Составление простейших топографических карт местности, проложение маршрута. Основные способы ориентации без использования компаса.
4. «Я и мое здоровье».
Принципы кровообращения в организме человека. Симптомы и первоочередные действия при различных видах кровотечений. Симптомы нарушения сердечной деятельности, первоочередные Действия для нормализации деятельности сердца. Первоочередные Действия при переломах конечностей. Изготовление простейших носилок из подручных материалов. Участие в проведении кинолекториев по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и наркотиков.
5. «Я и природа».
Единство человека и природной среды. Определение экологии. Краткая история развития экологии. Экологические проблемы: глобальные масштабы воздействия человека на природу. Человек в городе. Его биологические и социальные связи. Экология жилища, питания. Воздействие факторов городской среды на здоровье людей. Участие и организация экологических акций.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При составлении учебно-тематических планов на основе программы «Ступени Скаута» необходимо учитывать: объем предполагаемого материала, последовательность тем с цикличностью по сезонам года, а также базовые требования, имеющие непосредственное отношение к «дидактике Скаутинга»:
- деятельность на природе является наиболее важным условием в Скаутинге, что позволяет испытать чувства приключения, романтики, уверенности в себе; представляет широкие возможности для реализации практических дел;
- игра должна быть использована на скаутских занятиях в любом возрасте;
- индивидуальный выбор. Скауты всегда должны иметь возможность для персонального выбора — какими тестами проверять свои навыки, выбирать виды работ, игры и т. д.;
- церемонии и традиции — каждая скаутская встреча предполагает определенную церемонию;
- призыв (клич, девиз) в дружеской манере помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться духом; он наполнен добротой, верностью, дружбой, задором;
- практический труд (ручной труд) обязательно должен присутствовать в деятельности скаутов, он позволяет обучаться всевозможным навыкам и умениям;
- самовыражение - необходимое условие, без которого также немыслимо воспитание личности. Часть мероприятий программы призваны помочь скауту выработать уверенность в себе и способность к самооценке и общению с другими;
- поощрения - всякое занятие должно стимулировать ребенка к достижению успеха. Именно это дает шанс каждому удовлетворить свою потребность быть полезным обществу и в конечном счете позволяет испытывать чувство гордости за самого себя.
Занятие нужно строить, опираясь на Скаутский Метод, который в Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения определяется как «система прогрессивного самообразования через:
- Обещание и Закон;
- обучение через дело;
- членство в малых группах — патрулях, включающее прогрессивное открытие и принятие ответственности и подготовку (под руководством взрослых) к самоконтролю, направленному на развитие характера и приобретение знаний, уверенности в себе, надежности и способности как к сотрудничеству, так и к руководству;
- прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных
мероприятий, основанные на интересах участников (включая игры, полезные навыки и службу обществу), реализуемые преимущественно на открытом воздухе и в прямом контакте с природой» (Конституция Всемирной Организации Скаутского Движения, статья III).
Воспитательный смысл Обещания и Закона заключается в добровольном выборе молодым человеком определенной модели поведения, базирующейся на конкретных этических принципах. «Я буду честно выполнять свои обязанности перед Богом, страной и людьми, действовать согласно закону скаутов — помогать людям, быть физически сильным, умственно развитым, морально стойким», — дает клятву каждый, желающий стать скаутом.
Другим важнейшим элементом метода скаутизма является так называемое обучение делом, в основе которого лежит идея Р. Баден Пауэлла о том, что «мальчишка всегда предпочитает делать, а не изучать». Вот почему главное в жизни скаута не занятия по учебникам и прослушивание лекций и бесед, а наглядная демонстрация, наблюдения, эксперимент, активное участие в конкретном деле.
Скаутский патруль — базовое структурное подразделение скаутской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых взрослым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден Пауэллом. Патруль является своеобразной командой. Каждый из его членов добровольно выполняет взятые на себя обязанности, внося свой вклад в жизнь патруля, способствуя успеху его деятельности. Эти обязанности выполняются в течение определенного времени. Один из членов патруля, признанный лидером, играет роль координатора общих усилий, предоставляя другим скаутам возможность участвовать в принятии решений и полностью включиться в жизнь команды.
Формами индивидуальной ответственности членов патруля могут быть:
- лидер патруля;
- помощник лидера патруля;
- ответственный за патрульное имущество;
- казначей (ответственный за патрульные финансы);
- летописец (ведущий патрульного дневника);
- санинструктор (ответственный за патрульную аптечку и подготовку по оказанию первой медицинской помощи).
Каждый элемент Скаутского Метода дополняет и усиливает воздействие других. Отсутствие какого-либо из элементов Скаутского Метода или его использование не по назначению нарушит целостность воспитательной системы, изменит ее суть. В таком случае она уже не сможет эффективно решать главную задачу Скаутинга - способствовать личностному развитию молодых людей. Характеризуя Скаутский Метод, Баден Пауэлл говорил: «Скаутинг — это лекарство, состоящее из различных ингредиентов, и, пока они не смешаны в правильных пропорциях в соответствии с рецептом, пациент не должен винить врача в случае, если результаты его действия неудовлетворительны».
Занятие по программе «Ступени Скаута» должны проводиться 1 раз в неделю и продолжаться 1,5 часа. Преимущество скаутинга заключается в ступенчатой системе руководства. Патрулями руководит лидер (патрульный), а старший руководитель должен только помогать ему. Важно подчеркнуть, что главная задача взрослых — направлять деятельность, оказывая молодым людям помощь в раскрытии их потенциальных способностей, в овладении умением брать на себя ответственность.
Обычно занятие начинает патрульный, он громко обращается к ребятам, например: «Патруль «Совы»!». По этому вызову все ребята моментально прекращают разговоры. После лидер командует: «В одну шеренгу становись!». При этом он становится лицом к месту, где должна построиться шеренга. Правофланговый становится лицом к вожаку. Следующие команды: «Направо-равняйсь!», «Смирно!», «По порядку номеров рассчитайсь! Смирно». После этих команд руководство берет на себя более старший лидер. Очень важно вначале занятия дать ребятам заряд духовной энергии. Настроить их на скаутскую тональность. Старший координатор говорит молитву русских скаутов: «Господи, помоги нам быть сегодня лучше, чем были вчера». Патрульный командует: «Вольно!»; все хором поют гимн организации. По окончании пения говорит: «Будьте готовы!»; все отвечают: «Всегда готовы за Россию!». После этого лидер приглашает всех сесть.
Теоретическая часть занятия может быть представлена рассказом, беседой, дискуссией, психологическим тренингом, мозговым Штурмом, игрой и т. д.
Во второй части занятия планируются:
- самостоятельная работа;
- «добрые дела», трудовая деятельность
- практические работы и т. д.;
- разучивание и пение скаутских песен;
- игры-действия, игры-символы, коммуникативные и ролевые
игры.
Схема занятий прослеживается на протяжении трех лет обучения, но содержание деятельности в процессе изучения каждого блока программы обновляется и обогащается.
Для походов, экскурсий, экспедиций лучше использовать выходные дни. Необходимо с первого выхода на природу поручать ребятам готовить небольшие сообщения по итогам. План экспедиции нужно составлять так, чтобы перед скаутами стояла ближайшая и доступная им цель: поход, экскурсия к интересному объекту и игры.
В течение первого года обучения рекомендуется проводить походы, где маршевая нагрузка занимает от 1 до 2 ч; на втором году обучения — 1,5—3 ч; на третьем — 3—4 ч. Двухдневные походы лучше планировать в теплое время года.
Для подведения итогов выполнения программы и определения ее результативности рекомендуется регулярно проводить контрольные срезы в форме: тестирования, викторин, игр, эстафет, минисоревнований, сдачи зачетов по специальностям.
В организации разработана система знаков отличия, которые фиксируют достижения ребенка и повышают его активность.
СКАУТСКИЕ ИГРЫ
Беглец
Один из скаутов убегает вперед, разбрасывая на своем пути зерна кукурузы (можно заменить их чем-то другим, но только тоже мелким и желательно растительным). Через какое-то время остальные ребята устремляются за ним следом по «кукурузному» следу. Нужно постараться поймать водящего до того, как он доберется до финиша, который находится, как правило, в одной миле от старта.
Спящий пират
Тот из ребят, кто играет роль пирата, сидит с завязанными глазами на бревне. У ног его лежит украденный им клад. Другие скауты образуют вокруг пирата круг (диаметром метров тридцать). Они стараются подкрасться к пирату, забрать у него клад и вернутьобратно, оставшись незамеченными. Если же пират слышит кого-то, он хлопает в ладоши и указывает пальцем на того, кого услышал. Замеченный скаут выбывает из игры. Самый удачливый скаут, похитивший клад, становится новым пиратом.
Подкрадись к оленю
«Олень» (один из скаутов) стоит в лесу или в поле. Другие члены патруля разбредаются вокруг на расстоянии 100 метров. По сигналу они начинают подкрадываться к оленю, используя все свое умение. Если олень замечает кого-либо из скаутов, он указывает на него и приказывает остановиться. Следующим оленем становится тот, кто сумеет приблизиться к водяшему как можно ближе.
Осторожный волк
Один из скаутов — «осторожный волк». Все другие стоят в стороне приблизительно в 50 метрах. Как только волк повернется к стоящим спиной, скауты начинают приближаться к нему. Когда же волк оборачивается, все замирают.
Любой скаут, сделавший хоть малейшее движение, должен вернуться на стартовую площадку, чтобы продолжать игру оттуда. Скаут, первым дотронувшийся до волка, занимает его место.
Охотник и собаки
Игроки собираются на площадке. В середине стоит охотник с мячом в руках. Он подбрасывает мяч в воздух и ловит, когда тот отскакивает от земли. Пока охотник трижды подбрасывает и ловит мяч, остальные игроки разбегаются по площадке. Поймав мяч в третий раз, охотник должен тут же бросить его в игроков. Если ему удастся выбить одного из них, тот становится собакой охотника или помощником. Собаки не могут самостоятельно выбивать игроков, но могут поймать отскочивший мяч и бросить охотнику. Если игрок поймает мяч, которым его хотел выбить охотник, он может передать его другому игроку и даже выбить одну из собак. Выбитая собака становится снова полноправным игроком. Игра заканчивается, когда охотник с помощью собак выбьет всех игроков.
Змейка
Под звуки марша в зал входит ведущий и идет по кругу. Не прекращая движения, он наклоном приглашает какую-нибудь девушку следовать за ним и берет ее за руку. Теперь по кругу идут двое.
Затем девушка приглашает следовать за собой одного из стоящи,, вокруг ребят и т. д. «Змейка» быстро растет.
Когда большинство присутствующих вовлечено в «змейку» и она начинает выписывать замысловатые фигуры, марш сменяется танцевальной мелодией. Это может быть вальс или любой популярный танец. Ведущий предлагает юношам повернуться направо и пригласить стоящую рядом девушку на танец. «Змейка» распадается, и весь зал заполняется танцующими парами.
Снежный ком
Звучит музыка. В центре зала танцует одна пара. Через 8 или 16 тактов по хлопку ведущего танцующие поворачиваются лицом к стоящим в кругу учащимся и быстро выбирают себе нового партнера или партнершу, после следующего музыкально-танцевального эпизода следует второе приглашение на танец, и в кругу танцуют две, затем четыре пары и т. д. Игра продолжается, число танцующих растет быстро, как снежный ком. Наконец наступает момент, когда танцуют все.
СКАУТСКИЕ ЦЕРЕМОНИИ, СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ
Скаутское Движение бережно хранит свои атрибуты и символы.
Скаутская эмблема
Красивая белая лилия с тремя лепестками на пурпурно-лиловом фоне. Этот знак используется только Всемирной Организацией Скаутского Движения с момента ее зарождения и признается всеми как символ Скаутской Организации.
В Скаутском Движении трилистник обозначает путь к дружбе и братству, говорит о необходимости быть настоящим и надежным, как компас, в приближении к скаутским идеалам, а также показывает дорогу другим.
Три лепестка лилии представляют три элемента Скаутского Обещания; концы лепестков похожи на стрелку компаса.
Две звезды символизируют правду и жизнь на природе. Десять концов звездочек — десять заповедей Скаутского Закона.
Во Всемирной Скаутской эмблеме другим элементом является также веревка. Она окружает лилию и завязана рифовым узлом, обозначающим единство и братство Всемирного Движения. Известно, что рифовый узел отличается тем, что он затягивается тем туже, чем сильнее натяжение.
Цвета Всемирного Скаутского Движения — белый и пурпурно-лиловый. Они глубоко символичны: в геральдике белый цвет олицетворяет чистоту, а королевский пурпурно-лиловый — лидерство и бескорыстную помощь другим.
Скаутский девиз «Будь готов!»
Однажды кто-то спросил Баден Пауэлла, что этот девиз означает? Он объяснил так: «Скаутский девиз говорит, что ты всегда готов умом и телом выполнить свой долг перед лицом любой трудности и, если необходимо, помочь другим».
Но Баден Пауэлл думал не только о поступках скаутов в экстремальных ситуациях. Его идея заключалась в следующем: каждый скаут должен подготовить себя к тому, чтобы стать полезным гражданином и участвовать в создании счастливой жизни для себя самого и окружающих. Он хотел, чтобы каждый скаут обладал знаниями и способностями для реализации того предназначения, которое жизнь предоставляет каждому, и мог стойко встретить любые трудности на своем пути. Быть готовым к жизни — значит жить счастливо, без огорчений, понимая, что ты сделал все от тебя зависящее. Вот что означает скаутский девиз.
Скаутский знак приветствия
Скаутский знак используется скаутами повсюду в мире. При скаутском салюте правая рука поднимается вверх. Поднятые вверх Указательный, средний и безымянный пальцы означают три Долга Скаута. Большой палец, прикрывающий мизинец, символизирует защиту младшего старшим. На языке жестов все это означает «мудрость». Высоко поднятая рука — это сигнал «Внимание!». Когда скаутский лидер поднимает руку, все скауты отвечают ему таким же скаутским знаком, оставляя свои дела, и вокруг в этот момент наступает полная тишина.
Скаутский салют
Скаутский салют подчеркивает отношение скаута к особым мероприятиям. Салютуя государственному флагу, он демонстрирует к государству. Салютуя скаутскому лидеру и другим скауту, он заявляет о своей принадлежности к Скаутингу.
Скаутское рукопожатие
Скаутское рукопожатие - признак проявления дружбы и преданности Левая ладонь при скаутском рукопожатии крепко сжимает ладонь левой руки другого скаута. Баден Пауэлл перенял традицию пожатия левой рукой у воинов африканских племен. Обычно они держали щит в левой руке, а оружие - в правой. При встрече с незнакомым человеком, чтобы показать свое доверие и дружеское расположение к нему, воин брал щит в правую руку, тем самым как бы лишая себя защиты, и здоровался левой рукой.
Сегодня рукопожатие левой рукой - знак принадлежности к особому по духу Скаутскому Братству.
Скаутские знаки отличия
Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на рукаве, обозначают его достижения в той или иной скаутской специальности. Слово «специальность» обозначает, что скауты — мальчики или девочки — имеют особые знания по каким-либо скаутским программам.
Для каждой специальности существуют определенные требования, которые необходимо выполнить, после чего скаут получает право носить на левом рукаве знак отличия по этой специальности, которые вручаются скауту по достижении какого-либо разряда в определенном деле: например, оказании первой доврачебной помощи, ремонте машин, поварском деле, альпинизме, плавании и т. д.
Скаутский шейный платок
Каждый скаут обязательно носит шейный платок-галстук. Именно этот элемент отличает одну скаутскую группу от другой - галстуки могут быть самых разнообразных цветов. Они часто имеют цвета национального флага, изображение герба города, местности, где живут скауты.
Скаутский патруль
Скаутский патруль - базовое структурное подразделение скаутской организации, состоящее из 5-9 скаутов, поддерживаемых взрослым руководителем местной скаутской группы в достижении ими цели Скаутинга. Понятие «патруль» введено Баден ПауэллоМ, впервые применившим метод членства в малой группе: «Объединение мальчиков в постоянные патрули численностью от шести по восьми человек, занятия с ними как с отдельными группами, руководимыми компетентными лидерами, являются ключом к успеху- Патруль — это постоянное объединение скаутов для работы или игры, воспитывающее дисциплину и чувство долга».
Патруль является своеобразной командой. Каждый из его членов добровольно выполняет взятые на себя обязанности, внося свой вклад в жизнь патруля, способствуя успеху его деятельности. Эти обязанности выполняются в течение определенного времени. Один Из членов патруля, признанный лидером, играет роль координатора общих усилий, предоставляя другим скаутам возможность участвовать в принятии решений и полностью включиться в жизнь команды.
Скаутское Обещание
Клянусь моей честью, что я сделаю все,
от меня зависящее, чтобы:
выполнить мой долг перед моей страной;
помогать другим в любое время,
подчиняться Скаутскому Закону!
Скаутский Закон
Скаутский Закон — это обязательные принципы жизни скаута, которым он будет следовать всю жизнь. Скаутский Закон определяет высшие идеалы и критерии поведения скаута. Следуя Скаутскому Закону, скаут всегда будет знать, что поступает правильно.
Скаутский Закон:
1. Чести скаута следует доверять.
2. Скаут верен.
3. Долг скаута — быть полезным и помогать другим.
4. Скаут — друг всем и брат любому скауту.
5. Скаут вежлив.
6. Скаут — друг животных.
7. Скаут беспрекословно подчиняется своим родителям, а также
Приказам руководителя патруля, скаутмастера.
8. Скаут улыбается и не унывает при любых трудностях.
9. Скаут бережлив.
10. Скаут чист в мыслях, словах и делах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акатов Н. А. Схема прогрессивного развития и знаков по специальноетям Федерации православных скаутов. — Москва, 2000.
2. Астанин Л., Благосклонов К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1978.
3. Атрохин В. Г. Лесная хрестоматия. - М.: Лесная промышленность, 1988
4. Беликов Г. Занимательное путешествие. — Ставрополь : Ставропольское книжное издательство, 1973.
5. Берман. Юный турист. — М.: Физкультура и спорт, 1977.
6. БондарьЛ. Скаутинг. Книга для скаута. - Женева, 1992.
7. БондарьЛ. Что есть Скаутинг. Книга для скаутского лидера.
8. БондарьЛ. Скаутинг. Книга для родителей. ~ Женева, 2001.
9. Гиряев Д. М. Юные лесоводы. - М.: Агропромиздат, 1988.
10. Горелов И. Умеете ли вы общаться? - М.: Просвещение, 1991.
11. Давыдова Н. В. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос, 1992.
12. Данилов Г. Педагогическая азбука. Русские народные игры. - Н. Новгород, 1997.
13. Довбышенко В. И. Скаутинг. Словарь-справочник. - Ялта-Гурзуф, 2001.
14. Закон Божий. 1-5 т. — М.: Терра, 1991.
15. История Ставропольского края : региональный учебник. - Ставрополь:СИПКРО, 1996.
16. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. - N2.
17. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. - М.: Терра, 1992.
18. Краеведение / под ред. А. В. Даринского. - М.: Просвещение, 1987.
19. Крутогоров Ю. Рассказы о деревьях. - М. : Детская литература, 1987.
20. Лечение лекарственными растениями в народной медицине. - Май
коп : Адыгейское книжное издательство, 1992.
21. Мы изучаем лес / сост. В. А. Самкова. — М-, 1993.
22. Остапец А. На маршруте туристы-следопыты. - М.: Просвещение, 1987.
23. Петленко В. П. Валеология человека. 1-5 т. - Петрос, 1996.
24. Подготовка и проведение похода, организация бивака, приготовление пищи, туристская группа в походе, обеспечение безопасности.
25. Пузицкий В. Родная история. - Саратов : Детская книга, 1994.
26. Решетников О. В. Скаутинг. Краткий справочник. - Москва, 1992.
27. ТатарниковаЛ. Г. Валеология подростка. — Петрос, 1996.
28. Шмаков С. Досуг школьника. - Липецк, 1993.
29. Шмаков С. От игры к самовоспитанию : сборник игр-коррекций. "
М., 1993.
30. Щуркова Н. Программа воспитания школьников.
|