|
Программа дополнительного образования ЮИД
|
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
« Дети – Дорога - Жизнь »
Составительская программа дополнительного образования
Для учащихся 4 – 8 -х классов
Срок реализации программы 3 года
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Борзаков Д.В.
Заместитель директора по ВР
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
СОШ с.Тимофеевка
_____________Григорьева О.Ю.
«____» _____________
с. Тимофеевка
2007г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем неоправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: ведь даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом мире - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными для человека в силу его недисциплинированности — как водителя, так и пешехода. Происшествие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГАИ-ГИБДД недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессионализма.
В сентябре 2007 года в атмосфере сотрудничества, сотворчества, содействия взрослого и детского коллективов ДО «СТИМ» в МОУ СОШ с.Тимофеевка стартовая учебно-познавательная и конкурсно-игровая программа «Дети — Дорога — Жизнь». Ей предшествовали разрозненные мероприятия: конкурс театрализованных представлений, пропагандирующий безопасность дорожного движения, конкурс «Безопасное колесо», акции «Внимание, дети», «Даёшь светофор». Были внедрены программы второго и третьего годов обучения, направленные на выявление и формирование осознанно-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника ГАИ-ГИБДД «с чистыми руками, горячим сердцем, холодной головой».
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Основные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
- в воспитании (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
Образовательная программа «Дети - Дорога - Жизнь» относится
к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в реальной жизни, накопления
нравственного и практического опыта. Программа рассчитана
на детей 10-14 лет, срок реализации — 3 года. На 1 этапе носит -ознакомительно-практический характер, на 2 и 3 этапах — организация работы творческого объединения старшеклассников в форме деловой игры.
Материалы 3-годичной программы тесно взаимосвязаны между собой. Основные формы деятельности объединения юных инспекторов движения по данной программе: обучение, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации. Занятия проводятся группами переменного состава из школьников раз в неделю по 1 часу.
В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую информацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются практические работы, конкурсно-соревновательные мероприятия, самостоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандистских мероприятий для школьников района, творческих проектов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки определены по годам обучения.
Основная цель программы: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-организованных юных инспекторов движения к агитационной, пропагандистской, информационной деятельности безопасного дорожного движения, ориентация на выбор будущей профессии.
Задачи:
- Организация, координация, управление деятельностью городского детского объединения, отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений.
- Изучение сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения.
- Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды ПДД
- Сотрудничество со службами ГАИ-ГИБДД в практическое
деятельности.
- Профориентация на профессии водителя, работника авто
транспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.
- Организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности.
- Воспитание убежденного образцового участника дорожного
движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.
- Развитие значимых для данной деятельности личностных
качеств:
1) самостоятельности в принятии правильных решений;
2) убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
3) внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
4) здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«ЮИД - надежный друг ГАИ-ГИБДД»
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда ПДД среди детей и подростков.
Задачи:
- обучить Правилам дорожного движения по программе «Дети -
Дорога — Жизнь»;
- сплотить детский коллектив через совместные творческие дела;
- создать условия для практического применения ПДД;
- освоить новые активные формы агитации и пропаганды ПДД;
- сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
- изучить влияние результативности агитационно-пропагандистской работы, проводимой в общеобразовательном учреждении;
- воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.
По итогам 1-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- историю развития Правил дорожного движения;
- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД.
Уметь:
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оценить дорожную ситуацию;
- участвовать в конкурсах.
Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
|
Количество часов
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
1. Введение в образовательную программу:
• история детского объединения юных инспекторов движения;
• цели и задачи объединения ЮИД;
• ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
|
1
|
1
|
|
2. История правил дорожного движения:
• первый светофор;
• первые грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи;
• первые велосипеды; первые жезлы, дорожные знаки, разметка и ПДД
|
6
|
4
|
2
|
3. Изучение правил дорожного движения:
• Для пешеходов;
• Для пассажиров;
• Для водителей;
• Для велосипедистов
|
6
|
3
|
3
|
4. Дорожные знаки:
• предупреждающие;
• запрещающие;
• предписывающие;
• информационно-указательные;
• приоритета;
• сервиса;
• дополнительной информации
|
8
|
4
|
4
|
5. Экскурсии по улицам села и города
|
2
|
|
2
|
Содержание
|
Количество часов
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
6. Конкурсные встречи:
• игра «Умелый пешеход (водитель, пассажир)»;
• «Блиц-турнир по ПДД», «Знатоки дорожных знаков», «Вопросы и ответы по ситуациям на дорогах», «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
• мастерство вождения велосипеда, техническое обслуживание велосипеда
|
5
|
|
5
|
7. Традиционно-массовые мероприятия:
• театрализованное представление «Посвящение в пешеходы»;
• встреча «Зеленый огонек»;
• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
|
4
|
|
4
|
8. Организация и выступление агитотряда в младших классах и детском саду
|
2
|
|
2
|
9. Подведение итогов. Финальные встречи «Дети - Дорога - Жизнь»
|
2
|
|
2
|
ВСЕГО ЧАСОВ
|
36
|
12
|
24
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю, отряд переменного состава
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория.
История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья.
Знакомство с положением об отрядах ЮИД, городской программой «Дети — Дорога — Жизнь». Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитационного листка, оформителя дневника отряда; выбор названия, девиза, речевки, песни).
Тема 2. История правил дорожного движения
Теория.
История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте — легковом, грузовом, общественном, о велосипеде в России, о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практика.
Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.
Задание.
Оформить собранную информацию в дневник отряда.
Тема 3. Изучение правил дорожного движения
Теория.
Правила дорожного движения в России (утвержденные Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N1090 с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 года N472). Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
ПДД для пешеходов — правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
ПДД для пассажиров — виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя. Психодиагностика.
ПДД для велосипедистов — техническое состояние велосипеда, Дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.
Практика.
В рабочей тетради и в дневнике отряда сделать подборку светофоров, соответствующих дорожных знаков, автомобилей (отечественных и зарубежных). Оформить красочно места перехода проезжей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного Путей автомобиля. Проверить теоретические и практические знания велосипедистов.
Задание.
С помощью схем и зарисовок провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.
Тема 4. Дорожные знаки
Теория.
Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика.
В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.
Задание.
В младших классах провести занятие «Сами не видят, а другим говорят».
Тема 5. Экскурсии по улицам села и города
Практика.
Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей».
Тема 6. Конкурсные встречи
Практика.
Составление сценарных планов мероприятия. Подбор информации и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Психологический тренинг на общение.
Задание.
Овладение навыками вождения велосипеда, езды по указаниям дорожных знаков. Провести рейд «Юный велосипедист». Провести беседы, игры, соревнования, зачетные занятия в младшей, средней и старшей параллелях образовательного учреждения.
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Оформление площадок для проведения мероприятия.
Задание.
Поиск материала о ветеранах и сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами — «Верны традициямдоблестной милиции». Провести встречи с сотрудниками ГИБДД в отрядах.
Тема 8. Организация и выступление агитотряда в младших классах
Практика.
Организация и выступление агитотряда в младших классах. Психологический тренинг «Давать и получать».
Тема 9. Подведение итогов.
Финальные встречи «Дети — Дорога — Жизнь»
Практика.
Знакомство с положением, подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов; дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением. Разводка автотранспорта на макете перекрестка; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!». Защита агитационного плаката.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «КВИН-ЮИД»
Цель: разработка форм агитации и пропаганды Правил дорожного движения через деятельность «КВИН-ЮИД».
Задачи:
- научить проводить агитацию и пропаганду ПДД в любой занимательной форме (викторины, сочинение песен и частушек о ПДД, пантомимы, защита модели «Перекресток у школы»);
- сформировать навыки самостоятельного планирования агитационно-пропагандистской работы и стиля деятельности отряда;
- изучить ПДД через моделирование дорожно-транспортных происшествий;
- освоить основные приемы, способы агитации и пропаганды ПДД в практической деятельности через «КВИН-ЮИД»;
- организовать учебно-исследовательскую деятельность;
- сотрудничать со службами ГИБДД в практической деятельности по обеспечению безопасности на улицах и дорогах;
- закрепить навыки безопасного движения пассажира, пешехода, велосипедиста.
По итогам 2-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- Правила дорожного движения;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
- техническое устройство велосипеда.
Уметь:
- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
|
Количество часов
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
1. ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
|
1
|
1
|
|
2. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения:
• подготовка выступлений с отражением тем для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
• оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок;
• оформление макета «Перекресток у школы» - его защита
|
8
|
2
|
6
|
3. «Правила дорожные - компас взрослых и ребят»:
• «Дорожные ситуации» - составление вопросов и ответов;
• «Немое кино» - с помощью пантомимы изобразить правила для пассажиров;
• «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД» - подбор пословиц и поговорок со словами дорога, транспорт, движение
|
7
|
3
|
4
|
Содержание
|
Количество часов
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
4 Дорожные знаки:
• предупреждающие;
• запрещающие;
• предписывающие;
• информационно-указательные;
• приоритета;
• сервиса;
• дополнительной информации;
• опознавательные
|
5
|
2
|
3
|
5. Экскурсии пешие и автобусные по улицам села и города
|
2
|
|
2
|
6. «Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изучаем»:
• подготовка к конкурсу «Музыкальный перекресток»;
• написание стихов на заранее заданную музыку, тему (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов)
|
4
|
1
|
3
|
7. Традиционно-массовые мероприятия:
• театрализованное представление «Посвящение в пешеходы»;
• встреча «Зеленый огонек»;
• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
|
5
|
|
5
|
8. Подведение итогов:
• финальные встречи «Дети - Дорога -Жизнь»;
• участие в соревнованиях «Безопасное колесо»
|
4
|
|
4
|
ВСЕГО ЧАСОВ
|
36
|
27
|
9
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю, отряд переменного состава
Тема 1. ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
Теория.
Развитие детского движения ЮИД в России и Ставропольском районе. Цели и задачи отрядов ЮИД второго года обучения.
Тема 2. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения
Теория.
Подготовка приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь — наш Отряд», театрализованных выступлений с отражением тем для переходов, пассажиров, велосипедистов; оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневника отряда и др. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях «Перекресток у школы». Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика.
Оформление собранного материала на стендах «Правила дорожные — Правила надежные», «ЮИД в действии», в дневнике отряда. Изготовление «Перекрестка у школы» — рисунок, макет, его защита. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Психологический тренинг «Превращения», «Живые картинки».
Задание.
Провести с учащимися 1-3 классов беседы: «Светофор, которым мы пользуемся», «Места перехода проезжей части дороги», «Велосипед мой верный друг» и др.
Тема 3. «Правила дорожные — компас взрослых и ребят»
Теория.
Дорожные ситуации в картинках, на макете, в словах. Разбор и причина ДТП. Использование кино, пантомимы, сказок, рассказов, пословиц и поговорок в изучении ПДД.
Практика.
Нарисовать схему маршрута «Дом — школа — дом», развод автотранспорта и пешеходов на макете. Пантомима в изучении ПДД для пассажиров. Работа с книгой: подбор пословиц и поговорок со словами: дорога, транспорт, движение.
Задание.
Внести в дневник учащихся первых классов схему-маршрут «Дом — школа — дом».
Тема 4. Дорожные знаки
Теория.
Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков вдоль дороги и опознавательных на транспортные средства.
Практика.
В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.
Задание.
Провести в 5—7 классах викторину «Знатоки дорожных знаков». Провести конкурс «Знак, которого нет в ПДД».
Тема 5. Экскурсии пешие и автобусные по улицам села и города
Практика.
Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выделить «образцовых и нарушителей».
Задание.
Провести конкурс рисунков «Улицы нашего города». Проведение педагогических наблюдений за активностью, дисциплинированностью.
Тема 6. «Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изучаем»
Теория.
Прослушивание песен и стихов о ПДД. Просмотр фильмов о ПДД.
Практика.
Составление рифмы по заданным словам, теме. Подготовка к конкурсу «Музыкальный перекресток».
Задание.
Придумать и записать игры по ПДД.
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
Подготовка и оформление материала для включения в сценарии традиционных городских мероприятий: театрализованное представление «Посвящение в пешеходы», встреча «Зеленый огонек», конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи», площадка «Формула безопасности». Оформление площадок для проведения мероприятий.
Задание.
Провести встречи с сотрудниками ГИБДД .
Тема 8. Подведение итогов
Практика.
Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Знакомство с положением краевых и российских соревнований «Безопасное колесо». Психологический тренинг «Я помогаю другим».
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «Детективное агентство ЮИД»
Цель: создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- совершенствовать формы деятельности по пропаганде и агитации;
- сформировать активную жизненную позицию образцового
участника дорожного движения;
- дать информацию об основах розыска людей, транспорта;
- информировать об основных психологических состояниях во время ДТП;
- создать условия для развития лидерских качеств;
- ориентировать на специальность водителя и сотрудника служб ГИБДД;
- отработать мастерство вождения велосипеда, мопеда;
- овладеть игровыми технологиями пропаганды и агитации правил дорожного движения.
По итогам 3-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- обновленные Правила дорожного движения;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
- основы розыска людей, транспорта.
Уметь:
- читать информацию по дорожным знакам при движении по дороге (с 14 лет);
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога
детства», категории А, В;
- развивать и использовать свои лидерские качества;
- участвовать в научно-исследовательской деятельности;
- оценить дорожную ситуацию, принять положительное решение;
- совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации ПДД, овладевать игровыми технологиями;
- управлять велосипедом, производить технический осмотр;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
- активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- самостоятельного планирования агитационно-пропагандистской работы и стиля деятельности отряда.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание
|
Количество часов
|
|
всего
|
теория
|
практика
|
1. Функции служб, участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия
|
1
|
1
|
|
2. «Правила дорожного движения» - государственный нормативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения:
• ПДД - закон РФ «О безопасности дорожного движения» (основное содержание, структура документа);
• правовая, административная ответственность за нарушение ПДД
|
2,5
|
1
|
1,5
|
3. Основы пути обеспечения дорожной безопасности:
• организация регулирования дорожного движения;
• дорожные знаки, их группы и значения, разметка в организации движения;
• как избежать опасности на дороге; • оказание первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП
|
7,5
|
3,5
|
4
|
4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения:
• составление сценариев приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь - наш отряд», театрализованных выступлений с отражением темы для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
• роль народного фольклора в агитации;
• оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневников и др.;
• агитвыступления
|
6
|
2
|
4
|
5. Экскурсии:
• в музей милиции;
• в районный отдел милиции
|
4
|
2
|
2
|
6. Конкурсные встречи:
• по составленному фотороботу найти человека, транспорт, предмет; • защита информации о нестандартном транспорте;
• защита информации о ветеранах службы ГАИ-ГИБДД;
• защита знаний ПДД по билетам:
а) «Дорогу осилит идущий»;
б) предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
в) категории А, В
|
6
|
2,5
|
3,5
|
7. Традиционно-массовые мероприятия:
• театрализованное представление «Посвящение в пешеходы»;
• встреча «Зеленый огонек»;
• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
• площадка «Формула безопасности»
|
5
|
|
5
|
8. Подведение итогов:
• финальные встречи «Дети - Дорога - Жизнь»;
• Участие в соревнованиях «Безопасное колесо»
|
|
|
4
|
ВСЕГО ЧАСОВ
|
36
|
24
|
12
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю — отряд переменного состава
Тема 1. Функции служб, участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия
Теория.
История создания и развития милиции и Госавтоинспекции (ГИБДД). История детского объединения ЮИД в России ц Ставрополе.
Положение об отрядах ЮИД. Цели и задачи отрядов ЮИД. Знакомство с положением городской программы «Дети — Дорога -Жизнь» — третий год обучения.
Тема 2. «Правила дорожного движения» — государственный нормативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения
Теория.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. «Об утверждении Правил дорожного движения». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» N196-ФЗ от 10.12.1995 г. Извлечение из кодекса «Об административных правонарушениях за несоблюдение ПДД». Соблюдение ПДД - обязанность каждого гражданина. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Практика.
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, произошедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. Психологический тренинг на внимание «Где я?».
Тема 3. Основы пути обеспечения дорожной безопасности
Теория.
Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофорное и регулировщиком. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Виды перекрестков. Железнодорожные переезды: правила перехода и проезда.
Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и двусторонним движением. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков- Группы дорожных знаков.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика.
Нарисовать виды перекрестков и выступить перед ребятами начальных классов с темой «Как перейти дорогу на перекрестке».
Задание.
Посетить музей Ставропольской милиции. Провести встречу с сотрудником ГИБДД. Отработать жесты регулировщика.
Тема 4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения
Теория.
Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. Как провести театрализованное представление по ПДД.
Практика.
Оформление собранного материала на стендах, в дневнике отряда, агитационных плакатах. Подготовка выставки поделок на темы ПДД (дневник, закладка, вышивка, оригами, объемный светофор, рисунки и т. д.).
Задание. Провести с учащимися 1—3 классов беседы «Регулировщик — постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг — велосипед».
Тема 5. Экскурсии
Теория.
Посетить музей Ставропольской милиции и познакомиться с ее историей. Посетить районные отделения милиции и познакомиться с работой подразделений.
Практика.
Сбор информации о ветеранах службы ГАИ-ГИБДД. Экзамен на компьютере по ПДД, составление фоторобота, сборка и разборка пистолета.
Тема 6. Конкурсные встречи
Теория.
Просмотр фильмов о ПДД — вопросы и ответы по просмотренным сюжетам. Найти человека, автомобиль, предмет по описанию.
Защита информации о нестандартном транспорте, ветеранах службы ГАИ-ГИБДД, по материалам, предложенным газетой «Добрая дорога детства», и работа по билетам ПДД категорий А, В.
Практика.
Составление фоторобота человека, автомобиля, предмета. Оформление в дневнике проделанной работы по пропаганде ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Психологический тренинг «Необычный рассказ».
Задание. Выступить перед ребятами начальных классов и ребят из детского сада с театрализованным представлением «ПДД - наши верные друзья!».
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Оформление площадок, где проводятся мероприятия. Участие в районных и городских мероприятиях по ПДД.
Задание. Поиск материала о ветеранах и сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами. Провести встречи с сотрудниками ГИБДД .
Тема 8. Подведение итогов
Практика.
Знакомство с положением, подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Проверка знаний ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожные знаки и их серии, средства регулирования движением, разводка автотранспорта на макете перекрестка, разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!». Защита агитационного плаката. Психологический тренинг «Интервью в день конкурса».
Знакомство с положением районных и российских соревнований «Безопасное колесо»: работа по билетам газеты «Добрая дорога детства» и категории А, В; мастерство вождения велосипеда по полосе препятствий; сборка и разборка велосипеда; оказание первой медицинской помощи пострадавшему, страхование, визитная карточка отряда.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В отряд ЮИД вступают и обучаются коллективы детей 4—8 классов.
Содержание образования имеет концентрическое построение состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее значение правил дорожного движения; второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды; третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, умение разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
В образовательном процессе широко используются технологии развивающих игр, направленные на развитие творческих качеств личности.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии. В систему игр входят такие группы, как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.
Деятельность отряда ЮИД строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях, библиотеках); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение);
- в воспитании (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения); методы стимулирования поведения
и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы озволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых городских мероприятий среди образовательных учреждений города по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
- Час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).
- «Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.).
- Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).
- Деловая и ролевая игры: я - регулировщик, я - пешеход, я —водитель, я — пассажир, я — нарушитель и т. д..
- Уроки творчества (составление сценариев выступлений, викторин, сочинение песен, стихов о ПДД, выпуск плакатов, информационных листков, газет, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д.).
- Защита содержания работы отряда ЮИД (оформление отрядных дневников).
- Соревнования, состязания (оказание первой медицинской помощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка велосипедов, мастерство вождения велосипеда и др.).
- Путешествие по страницам Правил дорожного движения.
- Викторины, конкурсы, кроссворды.
- Логические цепочки (по знакам, по форме, по разметке, по содержанию).
- Жизнь замечательных людей.
- Вождение велосипеда, выполняя ПДД.
- Сравнение, поиск (найти человека, найти транспорт и т. д.).
Занятия по возможности проводятся в специально оснащенном кабинете, укомплектованном следующими средствами:
Методическими:
- комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями;
- комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД», рисунки по басням с методическими указаниями по использованию;
- тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов
участников 1-го, 2-го, 3-го годов обучения;
- разработки проведения игровых конкурсов, праздников
встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий'
ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др.
- положения о конкурсах, смотрах и др.
Дидактическими:
- дорожные знаки (игровой материал «Собери дорожный знак»
«Какой знак лишний в логической цепочке», распределить по сериям кубики с изображением дорожных знаков);
- плакаты «Формы перекрестков», «Жесты регулировщиков», «сигналы светофора»;
- Фотоматериал «Улицы нашего села», «Ретроавтомобили», «Эмблемы автомобилей», «Марки отечественных и зарубежных автомобилей»;
- шифровки, карточки для игровых конкурсов «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»; «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции; «ЮИД и старшие товарищи» — конкурсная встреча командиров отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений города, промежуточных и финальных
конкурсных встреч отрядов ЮИД города.
Техническими:
- телевизор, видеомагнитофон, DVD- плеер, магнитофон, диски, аудио- и видео
кассеты;
- светофор, жезлы;
- стенд «дорожные знаки», распределенные по сериям;
- стенд «дорожная разметка»;
- велосипеды;
- наборы тематических плакатов;
- настольные игры по ПДД.
- Программа предусматривает сотрудничество с социально-психологической службой, которая реализует тренинговую программу «Тренинг личностного роста» на каждом занятии по 10-15 минут. Тренинг способствует формированию и развитию личностных качеств: наблюдательности, внимательности, способности к аналитической деятельности, общительности, ответственности, общей чувствительности к окружающему миру, людям и самому себе, креативности, уверенности в себе, а также лидерских качеств.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре «Безопасное колесо». Финальные встречи-конкурсы определяют итоги работы за учебный год.
Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде ПДД- Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам районных, городских, областных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 2000.
Белоусов В. Пленники добрых знаков. — Ставрополь : Кн. изд-во, 1976.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. — М. : Роспедагентство, 1994.
Воспитание личности в коллективе — М. : Центр «Педагогический по
иск», 2000.
Воспитательная работа в школе : пособие для директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. — М.: Школьная пресса, 2002.
ГАИ 60 лет. История, воспоминания, очерки. — М. : Объединенная ре
дакция МВД России, 1996.
Дети и дорога: методический комплект для учителей. — М., 1994.
Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе.
Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
Козлов В. В. и др. Психотехнологии развития ребенка в условиях оздо
ровительно-образовательных учреждений. — М., 1999.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ. - М.: За рулем, 2002.
Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. —
М.: Транспорт, 1990.
Логинова Л. 365 уроков безопасности. — М.: Айрис-Пресс, 2000.
Маслова Н. Ф. и др. Познай себя. Диагностические методики самопоз
нания. - Ставрополь : Изд-во СКИУУ, 1995.
Методические рекомендации по организации работы юных инспекто
ров движения в Ростовской области. - Ростов н/Д, 2001.
16. Методические рекомендации по обучению учащихся 10, 11 классов
в Ростовской области. — Ростов н/Д, 2002.
17. О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации //
Проблемы школьного воспитания N2/2001 : приложение к журналу «Педа
гогическое обозрение». - С. 66.
18. Охлябинин С. Д. Легенды и были об экомобиле. - М.: Советская рОс
сия, 1987.
19. Подласый И. П. Педагогика. Т. 1, 2. — М.: Владос, 2001.
20. Правила дорожного движения РФ: утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 г. N 265 : введены в действие с 1.07.2003 года.
21. Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое
пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. Выпуск 3. — М.: Илекса;
Ставрополь; Сервисшкола, 2000.
22. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной работе. — Ставрополь, 1993.
23. Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма. 1 — 11 классы. — Ставрополь : СИПКРО, 2002.
24. Спортивно-оздоровитеьная работа с детьми и учащейся молодежью: методическое пособие. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001.
25. Суковицин В. И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстриро
ванная история службы. — М.: Вариант, 2002.
26. Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по ПДД. — М.: Просвещение, 1982.
27. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от
30.12.2001, N 196-ФЗ.
28. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие : в 4 т. — М.: Генезис, 2001.
29. Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. — СПб., 1998.
30. Юсин А. А. Я купил велосипед. — М.: Молодая гвардия, 1984.
31. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М.: Международные отношения, 1992.
|