ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Центр «Точка роста» Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


Программа дополнительного образования ЮИД

Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
 
 
« Дети – Дорога - Жизнь »
Составительская программа дополнительного образования
Для учащихся 4 – 8 -х классов
 
Срок реализации программы 3 года
 
 
 
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Борзаков Д.В.
Заместитель директора по ВР
 
 
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
СОШ с.Тимофеевка
_____________Григорьева О.Ю.
«____» _____________
 
 
с. Тимофеевка
2007г.
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
         Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем неоправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное про­исшествие - это трагедия: ведь даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
         Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом ми­ре - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными для человека в силу его не­дисциплинированности — как водителя, так и пешехода. Происше­ствие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГАИ-ГИБДД недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессио­нализма.
         В сентябре 2007 года в атмосфере сотрудничества, сотворчества, содействия взрослого и детского коллективов ДО «СТИМ» в МОУ СОШ с.Тимофеевка стартовая учебно-познавательная и конкурсно-игровая программа «Дети — Дорога — Жизнь». Ей предшествовали разрозненные мероприятия: конкурс театрализованных представлений, пропагандирующий безопасность дорожного движения, конкурс «Безопасное колесо», акции «Внимание, дети», «Даёшь светофор». Были внедрены программы второго и третьего годов обучения, направленные на выявление и формирование осознан­но-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника ГАИ-ГИБДД «с чистыми руками, горячим сердцем, холодной головой».
         В программе делается акцент на особенности работы  детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поис­ком новых форм и методов обучения правилам дорожного движе­ния, на формирование грамотного участника и убежденного про­пагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребен­ку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направлен­ных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется са­моуправление поведением. Основные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
- в воспитании (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
         Образовательная программа «Дети - Дорога - Жизнь» относится
к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в реальной жизни, накопления
нравственного и практического опыта. Программа рассчитана
на детей 10-14 лет, срок реализации — 3 года. На 1 этапе носит -ознакомительно-практический характер, на 2 и 3 этапах — органи­зация работы творческого объединения старшеклассников в форме деловой игры.
         Материалы 3-годичной программы тесно взаимосвязаны между собой. Основные формы деятельности объеди­нения юных инспекторов движения по данной программе: обуче­ние, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации. Заня­тия проводятся группами переменного состава из школьников раз в неделю по 1 часу.
         В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую инфор­мацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются прак­тические работы, конкурсно-соревновательные мероприятия, само­стоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандист­ских мероприятий для школьников района, творческих проектов.
         Ожидаемые результаты и способы их проверки определены по годам обучения.
Основная цель программы: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения до­рожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-орга­низованных юных инспекторов движения к агитационной, пропа­гандистской, информационной деятельности безопасного дорож­ного движения, ориентация на выбор будущей профессии.
Задачи:
-  Организация, координация, управление деятельностью го­родского детского объединения, отрядов ЮИД общеобразователь­ных учреждений.
-  Изучение сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения.
- Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды ПДД
- Сотрудничество со службами ГАИ-ГИБДД в практическое
деятельности.
- Профориентация на профессии водителя, работника авто­
транспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.
- Организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности.
- Воспитание убежденного образцового участника дорожного
движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.
- Развитие значимых для данной деятельности личностных
качеств:
1) самостоятельности в принятии правильных решений;
2) убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
3) внимательности и вежливости во взаимоотношениях участ­ников дорожного движения;
4) здорового образ жизни и навыка самостоятельного физичес­кого совершенства.
 
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«ЮИД - надежный друг ГАИ-ГИБДД»
 
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травма­тизма, пропаганда ПДД среди детей и подростков.
Задачи:
- обучить Правилам дорожного движения по программе «Дети -
Дорога — Жизнь»;
- сплотить детский коллектив через совместные творческие дела;
- создать условия для практического применения ПДД;
- освоить новые активные формы агитации и пропаганды ПДД;
- сформировать навыки самооценки, самоанализа своего пове­дения на улице и в транспорте;
- изучить влияние результативности агитационно-пропагандист­ской работы, проводимой в общеобразовательном учреждении;
- воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.
         По итогам 1-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать: 
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- историю развития Правил дорожного движения;
- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД.
Уметь:
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нуж­ную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оценить дорожную ситуацию;
- участвовать в конкурсах.
Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на до­роге, не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения кон­курсных мероприятий.
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
1. Введение в образовательную программу:
   история детского объединения юных инспекторов движения;
   цели и задачи объединения ЮИД;
   ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
1
1
 
2. История правил дорожного движения:
   первый светофор;
   первые грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи;
 •   первые велосипеды; первые жезлы, дорожные знаки, разметка и ПДД
6
4
2
3. Изучение правил дорожного движения:
 • Для пешеходов;
 • Для пассажиров;
 •   Для водителей;
 • Для велосипедистов
6
3
3
4. Дорожные знаки:
    предупреждающие;
   запрещающие;
   предписывающие;
    информационно-указательные;
    приоритета;
   сервиса;
   дополнительной информации
8
4
4
5. Экскурсии по улицам села и города
2
 
2
 
 
 
 
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
6. Конкурсные встречи:
   игра «Умелый пешеход (водитель, пассажир)»;
    «Блиц-турнир по ПДД», «Знатоки дорожных знаков», «Вопросы и ответы по ситуациям на дорогах», «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
    мастерство вождения велосипеда, техническое обслуживание велосипеда
5
 
5
7. Традиционно-массовые мероприятия:
   театрализованное представление «Посвящение в пеше­ходы»;
    встреча «Зеленый огонек»;
    конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
 
4
 
4
8. Организация и выступление агитотряда в младших классах и детском саду
2
 
2
9. Подведение итогов. Финальные встречи «Дети - Дорога - Жизнь»
2
 
2
ВСЕГО ЧАСОВ
36
12
24
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю, отряд переменного состава
 
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория.
         История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надеж­ные друзья.
Знакомство с положением об отрядах ЮИД, городской про­граммой «Дети — Дорога — Жизнь». Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитацион­ного листка, оформителя дневника отряда; выбор названия, деви­за, речевки, песни).
 
Тема 2. История правил дорожного движения
Теория.
 История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте — легковом, грузовом, общест­венном, о велосипеде в России, о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практика.
Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.
Задание.
Оформить собранную информацию в дневник отряда.
 
Тема 3. Изучение правил дорожного движения
Теория.
         Правила дорожного движения в России (утвержденные Поста­новлением Совета министров — Правительства Российской Федера­ции от 23 октября 1993 года N1090 с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 года N472). Общие положения. Обязанности пеше­ходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безо­пасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
         ПДД для пешеходов — правостороннее движение, правила пере­хода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стояще­го транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируе­мые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
         ПДД для пассажиров — виды общественного транспорта, поса­дочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажи­ров и водителя. Психодиагностика.
         ПДД для велосипедистов — техническое состояние велосипеда, Дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на дви­жение транспортных средств.
Практика.
         В рабочей тетради и в дневнике отряда сделать подборку свето­форов, соответствующих дорожных знаков, автомобилей (отечест­венных и зарубежных). Оформить красочно места перехода проез­жей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного Путей автомобиля. Проверить теоретические и практические зна­ния велосипедистов.
Задание.
         С помощью схем и зарисовок провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.
 
 
 
 
Тема 4. Дорожные знаки
Теория.
         Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещаю­щие, предписывающие, информационно-указательные, приори­тета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика.
В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.
Задание.
В младших классах провести занятие «Сами не видят, а другим говорят».
 
Тема 5. Экскурсии по улицам села и города
Практика.
         Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, пред­видеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направ­ление движения машин. Из участников дорожного движения выде­лить «образцовых и нарушителей».
 
Тема 6. Конкурсные встречи
Практика.
         Составление сценарных планов мероприятия. Подбор информа­ции и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Психологичес­кий тренинг на общение.
Задание.
         Овладение навыками вождения велосипеда, езды  по указаниям дорожных знаков. Провести рейд «Юный велосипедист». Провести беседы, игры, соревнования, зачетные за­нятия в младшей, средней и старшей параллелях образовательного учреждения.
 
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
         Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Оформление площадок для проведения мероприятия.
Задание.
         Поиск материала о ветеранах и сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами — «Верны традициямдоблестной милиции». Провести встречи с сотрудниками ГИБДД в отрядах.
 
Тема 8. Организация и выступление агитотряда в младших классах
Практика.
         Организация и выступление агитотряда в младших классах. Психологический тренинг «Давать и получать».
 
Тема 9. Подведение итогов.
Финальные встречи «Дети — Дорога — Жизнь»
Практика.
         Знакомство с положением, подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов; дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением. Разводка автотранспорта на макете пе­рекрестка; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!». Защита агитационного плаката.
 
 
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «КВИН-ЮИД»
Цель: разработка форм агитации и пропаганды Правил дорож­ного движения через деятельность «КВИН-ЮИД».
Задачи:
- научить проводить агитацию и пропаганду ПДД в любой за­нимательной форме (викторины, сочинение песен и частушек о ПДД, пантомимы, защита модели «Перекресток у школы»);
- сформировать навыки самостоятельного планирования агита­ционно-пропагандистской работы и стиля деятельности отряда;
- изучить ПДД через моделирование дорожно-транспортных происшествий;
- освоить основные приемы, способы агитации и пропаганды ПДД в практической деятельности через «КВИН-ЮИД»;
- организовать учебно-исследовательскую деятельность;
- сотрудничать со службами ГИБДД в практической деятель­ности по обеспечению безопасности на улицах и дорогах;
- закрепить навыки безопасного движения пассажира, пеше­хода, велосипедиста.
 
По итогам 2-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- Правила дорожного движения;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
- техническое устройство велосипеда.
Уметь:
- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нуж­ную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пе­шехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
1. ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
1
1
 
2. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения:
• подготовка выступлений с отражением тем для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
• оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок;
• оформление макета «Перекресток у школы» - его защита
8
2
6
3. «Правила дорожные - компас взрослых и ребят»:
• «Дорожные ситуации» - составление вопросов и ответов;
• «Немое кино» - с помощью пантомимы изобразить правила для пассажиров;
• «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД» - подбор по­словиц и поговорок со словами дорога, транспорт, движение
7
3
4
 
 
 
 
 
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
4 Дорожные знаки:
• предупреждающие;
• запрещающие;
• предписывающие;
• информационно-указательные;
• приоритета;
• сервиса;
• дополнительной информации;
• опознавательные
5
2
3
5. Экскурсии пешие и автобусные по улицам села и города
2
 
2
6. «Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изу­чаем»:
• подготовка к конкурсу «Музыкальный перекресток»;
• написание стихов на заранее заданную музыку, тему (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов)
4
1
3
7. Традиционно-массовые мероприятия:
• театрализованное представление «Посвящение в пеше­ходы»;
• встреча «Зеленый огонек»;
• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
5
 
5
8. Подведение итогов:
• финальные встречи   «Дети - Дорога -Жизнь»;
• участие в соревнованиях «Безопасное колесо»
4
 
4
ВСЕГО ЧАСОВ
36
27
9
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю, отряд переменного состава
 
Тема 1. ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
Теория.
         Развитие детского движения ЮИД в России и Ставропольском районе. Цели и задачи отрядов ЮИД второго года обучения.
 
Тема 2. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения
Теория.
         Подготовка приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь — наш Отряд», театрализованных выступлений с отражением тем для пе­реходов, пассажиров, велосипедистов; оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневника отряда и др. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях «Перекресток у школы». Ока­зание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика.
         Оформление собранного материала на стендах «Правила дорож­ные — Правила надежные», «ЮИД в действии», в дневнике отряда. Изготовление «Перекрестка у школы» — рисунок, макет, его защи­та. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Психо­логический тренинг «Превращения», «Живые картинки».
Задание.
         Провести с учащимися 1-3 классов беседы: «Светофор, которым мы пользуемся», «Места перехода проезжей части доро­ги», «Велосипед мой верный друг» и др.
 
Тема 3. «Правила дорожные — компас взрослых и ребят»
Теория.
         Дорожные ситуации в картинках, на макете, в словах. Разбор и причина ДТП. Использование кино, пантомимы, сказок, расска­зов, пословиц и поговорок в изучении ПДД.
Практика.
         Нарисовать схему маршрута «Дом — школа — дом», развод автотранспорта и пешеходов на макете. Пантомима в изуче­нии ПДД для пассажиров. Работа с книгой: подбор пословиц и поговорок со словами: дорога, транспорт, движение.
Задание.
         Внести в дневник учащихся первых классов схему-марш­рут «Дом — школа — дом».
 
Тема 4. Дорожные знаки
Теория.
         Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков вдоль дороги и опознаватель­ных на транспортные средства.
Практика.
         В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.
Задание.
         Провести в 5—7 классах викторину «Знатоки дорожных знаков». Провести конкурс «Знак, которого нет в ПДД».
 
Тема 5. Экскурсии пешие и автобусные по улицам села и города
Практика.
         Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выде­лить «образцовых и нарушителей».
Задание.
Провести конкурс рисунков «Улицы нашего города». Про­ведение педагогических наблюдений за активностью, дисциплини­рованностью.
 
Тема 6. «Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изучаем»
Теория.
         Прослушивание песен и стихов о ПДД. Просмотр фильмов о ПДД.
Практика.
         Составление рифмы по заданным словам, теме. Подготовка к конкурсу «Музыкальный перекресток».
Задание.
Придумать и записать игры по ПДД.
 
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
         Подготовка и оформление материала для включения в сценарии традиционных городских мероприятий: театрализованное представ­ление «Посвящение в пешеходы», встреча «Зеленый огонек», конкур­сная встреча «ЮИД и старшие товарищи», площадка «Формула безо­пасности». Оформление площадок для проведения мероприятий.
Задание.
         Провести встречи с сотрудниками ГИБДД .
 
Тема 8. Подведение итогов
Практика.
Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Зна­комство с положением краевых и российских соревнований «Бе­зопасное колесо». Психологический тренинг «Я помогаю другим».
 
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «Детективное агентство ЮИД»
Цель: создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- совершенствовать формы деятельности по пропаганде и аги­тации;
- сформировать активную жизненную позицию образцового
участника дорожного движения;
- дать информацию об основах розыска людей, транспорта;
- информировать об основных психологических состояниях во время ДТП;
- создать условия для развития лидерских качеств;
- ориентировать на специальность водителя и сотрудника служб ГИБДД;
- отработать мастерство вождения велосипеда, мопеда;
- овладеть игровыми технологиями пропаганды и агитации пра­вил дорожного движения.
По итогам 3-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- обновленные Правила дорожного движения;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
- основы розыска людей, транспорта.
Уметь:
- читать информацию по дорожным знакам  при движении по дороге (с 14 лет);
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога
детства», категории А, В;
- развивать и использовать свои лидерские качества;
- участвовать в научно-исследовательской деятельности;
- оценить дорожную ситуацию, принять положительное ре­шение;
- совершенствовать основы деятельности по пропаганде и аги­тации ПДД, овладевать игровыми технологиями;
- управлять велосипедом, производить технический осмотр;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
- активной жизненной позиции образцового участника дорож­ного движения;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- самостоятельного планирования агитационно-пропагандист­ской работы и стиля деятельности отряда.
 
 
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
1. Функции служб, участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия
1
1
 
2. «Правила дорожного движения» - государственный нор­мативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения:
• ПДД - закон РФ «О безопасности дорожного движения» (основное содержание, структура документа);
• правовая, административная ответственность за нарушение ПДД
2,5
1
1,5
3. Основы пути обеспечения дорожной безопасности:
• организация регулирования дорожного движения;
• дорожные знаки, их группы и значения, разметка в органи­зации движения;
• как избежать опасности на дороге; • оказание первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП
7,5
3,5
4
4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения:
• составление сценариев приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь - наш отряд», театрализованных выступлений с отражением темы для пешеходов, пассажиров, велосипе­дистов;
• роль народного фольклора в агитации;
• оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневников и др.;
• агитвыступления
6
2
4
5. Экскурсии:
• в музей милиции;
• в районный отдел милиции
4
2
2
6. Конкурсные встречи:
• по составленному фотороботу найти человека, транспорт, предмет; • защита информации о нестандартном транспорте;
• защита информации о ветеранах службы ГАИ-ГИБДД;
• защита знаний ПДД по билетам:
а) «Дорогу осилит идущий»;
б) предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
в) категории А, В
6
2,5
3,5
7. Традиционно-массовые мероприятия:
• театрализованное представление «Посвящение в пешеходы»;
• встреча «Зеленый огонек»;
• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
• площадка «Формула безопасности»
5
 
5
8. Подведение итогов:
• финальные встречи «Дети - Дорога - Жизнь»;
• Участие в  соревнованиях «Безопасное колесо»
 
 
4
ВСЕГО ЧАСОВ
36
24
12
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю — отряд переменного состава
 
Тема 1. Функции служб, участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия
Теория.
История создания и развития милиции и Госавтоинспек­ции (ГИБДД). История детского объединения ЮИД в России ц Ставрополе.
Положение об отрядах ЮИД. Цели и задачи отрядов ЮИД. Зна­комство с положением городской программы «Дети — Дорога -Жизнь» — третий год обучения.
Тема 2. «Правила дорожного движения» — государственный нормативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения
Теория.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. «Об утвержде­нии Правил дорожного движения». Федеральный закон «О безо­пасности дорожного движения» N196-ФЗ от 10.12.1995 г. Извлече­ние из кодекса «Об административных правонарушениях за несоб­людение ПДД». Соблюдение ПДД - обязанность каждого граждани­на. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Практика.
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием де­тей, произошедших в городе. Выявление причин дорожно-транс­портных происшествий. Психологический тренинг на внимание «Где я?».
 
Тема 3. Основы пути обеспечения дорожной безопасности
Теория.
Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофор­ное и регулировщиком. Регулируемые и нерегулируемые перекрест­ки. Виды перекрестков. Железнодорожные переезды: правила пере­хода и проезда.
Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и дву­сторонним движением. Дорожная разметка, ее значение для регу­лирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизон­тальная и вертикальная разметки.
Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных зна­ков- Группы дорожных знаков.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика.
Нарисовать виды перекрестков и выступить перед ребятами на­чальных классов с темой «Как перейти дорогу на перекрестке».
Задание.
Посетить музей Ставропольской милиции. Провес­ти встречу с сотрудником ГИБДД. Отработать жесты регулиров­щика.
 
Тема 4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения
Теория.
Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. Как провести театрализованное представление по ПДД.
Практика.
Оформление собранного материала на стендах, в дневнике от­ряда, агитационных плакатах. Подготовка выставки поделок на темы ПДД (дневник, закладка, вышивка, оригами, объемный свето­фор, рисунки и т. д.).
Задание. Провести с учащимися 1—3 классов беседы «Регулиров­щик — постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг — велосипед».
 
Тема 5. Экскурсии
Теория.
Посетить музей Ставропольской милиции и познакомиться с ее историей. Посетить районные отделения милиции и познакомить­ся с работой подразделений.
Практика.
Сбор информации о ветеранах службы ГАИ-ГИБДД. Экзамен на компьютере по ПДД, составление фоторобота, сборка и разборка пистолета.
 
Тема 6. Конкурсные встречи
Теория.
Просмотр фильмов о ПДД — вопросы и ответы по просмотрен­ным сюжетам. Найти человека, автомобиль, предмет по описанию.
Защита информации о нестандартном транспорте, ветеранах службы ГАИ-ГИБДД, по материалам, предложенным газетой «Добрая дорога детства», и работа по билетам ПДД категорий А, В.
Практика.
Составление фоторобота человека, автомобиля, предмета. Оформление в дневнике проделанной работы по пропаганде ПДД и пре­дупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Пси­хологический тренинг «Необычный рассказ».
Задание. Выступить перед ребятами начальных классов и ребят из детского сада с театра­лизованным представлением «ПДД - наши верные друзья!».
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Оформление площадок, где проводятся мероприятия. Участие в районных и городских ме­роприятиях по ПДД.
Задание. Поиск материала о ветеранах и сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами. Провести встречи с сотрудниками ГИБДД .
 
Тема 8. Подведение итогов
Практика.
Знакомство с положением, подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Проверка знаний ПДД для пешеходов, пас­сажиров, велосипедистов, дорожные знаки и их серии, средства регулирования движением, разводка автотранспорта на макете пе­рекрестка, разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!». Защита агитационного плаката. Психо­логический тренинг «Интервью в день конкурса».
Знакомство с положением районных и российских соревнований «Безопасное колесо»: работа по билетам газеты «Добрая дорога дет­ства» и категории А, В; мастерство вождения велосипеда по полосе препятствий; сборка и разборка велосипеда; оказа­ние первой медицинской помощи пострадавшему, страхование, визитная карточка отряда.
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
В отряд ЮИД вступают и обучаются коллективы детей 4—8 классов.
Содержание образования имеет концентрическое построение состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее значение правил дорожного движения; второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды; третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, уме­ние разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
В образовательном процессе широко используются технологии развивающих игр, направленные на развитие творческих качеств личности.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практичес­ки на каждом занятии. В систему игр входят такие группы, как: обу­чающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном воз­расте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них яв­ляется подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.
Деятельность отряда ЮИД строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях, библиоте­ках); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорож­ных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в ос­новном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение);
- в воспитании (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устой­чивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, при­мер); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения); методы стимулирования поведения
и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы озволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых городских мероприятий среди образовательных учреждений города по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
- Час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).
- «Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.).
- Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).
- Деловая и ролевая игры: я - регулировщик, я - пешеход, я —водитель, я — пассажир, я — нарушитель и т. д..
- Уроки творчества (составление сценариев выступлений, вик­торин, сочинение песен, стихов о ПДД, выпуск плакатов, информационных листков, газет, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д.).
- Защита содержания работы отряда ЮИД (оформление отряд­ных дневников).
-  Соревнования, состязания (оказание первой медицинской по­мощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка ве­лосипедов, мастерство вождения велосипеда и др.).
- Путешествие по страницам Правил дорожного движения.
- Викторины, конкурсы, кроссворды.
- Логические цепочки (по знакам, по форме, по разметке, по содержанию).
- Жизнь замечательных людей.
- Вождение велосипеда, выполняя ПДД.
- Сравнение, поиск (найти человека, найти транспорт и т. д.).
         Занятия по возможности проводятся в специально оснащенном кабинете, уком­плектованном следующими средствами:
Методическими:
-  комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, уча­стники дорожного движения, дорожные знаки с методичес­кими указаниями;
 -  комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы ули­цы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД», рисунки по басням с методическими указаниями по использованию;
- тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов
участников 1-го, 2-го, 3-го годов обучения;
- разработки проведения игровых конкурсов, праздников
встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий'
ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др.
- положения о конкурсах, смотрах и др.
Дидактическими:
- дорожные знаки (игровой материал «Собери дорожный знак»
«Какой знак лишний в логической цепочке», распределить по сериям кубики с изображением дорожных знаков);
- плакаты «Формы перекрестков», «Жесты регулировщиков», «сигналы светофора»;
- Фотоматериал «Улицы нашего села», «Ретроавтомобили», «Эмблемы автомобилей», «Марки отечественных и зарубеж­ных автомобилей»;
- шифровки, карточки для игровых конкурсов «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»; «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции; «ЮИД и старшие товарищи» — кон­курсная встреча командиров отрядов ЮИД общеобразова­тельных учреждений города, промежуточных и финальных
конкурсных встреч отрядов ЮИД города.
Техническими:
- телевизор, видеомагнитофон, DVD- плеер, магнитофон, диски, аудио- и видео­
кассеты;
- светофор, жезлы;
- стенд «дорожные знаки», распределенные по сериям;
- стенд «дорожная разметка»;
- велосипеды;
- наборы тематических плакатов;
- настольные игры по ПДД.
- Программа предусматривает сотрудничество с социально-пси­хологической службой, которая реализует тренинговую программу «Тренинг личностного роста» на каждом занятии по 10-15 минут. Тренинг способствует формированию и развитию личностных ка­честв: наблюдательности, внимательности, способности к анали­тической деятельности, общительности, ответственности, общей чувствительности к окружающему миру, людям и самому себе, кре­ативности, уверенности в себе, а также лидерских качеств.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Рос­сийском смотре «Безопасное колесо». Финальные встречи-кон­курсы определяют итоги работы за учебный год.
Критериями выполнения программы служат: стабильный инте­рес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде ПДД- Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам районных, городских, областных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельно­сти в творческой деятельности.
 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 2000.
Белоусов В. Пленники добрых знаков. — Ставрополь : Кн. изд-во, 1976.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. — М. : Роспедагентство, 1994.
Воспитание личности в коллективе — М. : Центр «Педагогический по­
иск», 2000.
Воспитательная работа в школе : пособие для директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. — М.: Школьная пресса, 2002.
ГАИ 60 лет. История, воспоминания, очерки. — М. : Объединенная ре­
дакция МВД России, 1996.
Дети и дорога: методический комплект для учителей. — М., 1994.
Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе.
Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
Козлов В. В. и др. Психотехнологии развития ребенка в условиях оздо­
ровительно-образовательных учреждений. — М., 1999.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ. - М.: За рулем, 2002.
Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. —
М.: Транспорт, 1990.
Логинова Л. 365 уроков безопасности. — М.: Айрис-Пресс, 2000.
Маслова Н. Ф. и др. Познай себя. Диагностические методики самопоз­
нания. - Ставрополь : Изд-во СКИУУ, 1995.
Методические рекомендации по организации работы юных инспекто­
ров движения в Ростовской области. - Ростов н/Д, 2001.
16.     Методические рекомендации по обучению учащихся 10, 11 классов
 в Ростовской области. — Ростов н/Д, 2002.
17.     О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации //
Проблемы школьного воспитания N2/2001 : приложение к журналу «Педа­
гогическое обозрение». - С. 66.
18. Охлябинин С. Д. Легенды и были об экомобиле. - М.: Советская рОс
сия, 1987.
19. Подласый И. П. Педагогика. Т. 1, 2. — М.: Владос, 2001.
20. Правила дорожного движения РФ: утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 г. N 265 : вве­дены в действие с 1.07.2003 года.
21. Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое
пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. Выпуск 3. — М.: Илекса;
Ставрополь; Сервисшкола, 2000.
22. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной ра­боте. — Ставрополь, 1993.
23. Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортно­го травматизма. 1 — 11 классы. — Ставрополь : СИПКРО, 2002.
24. Спортивно-оздоровитеьная работа с детьми и учащейся молодежью: методическое пособие. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001.
25. Суковицин В. И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстриро­
ванная история службы. — М.: Вариант, 2002.
26. Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организа­ции внеклассной работы с детьми по ПДД. — М.: Просвещение, 1982.
27. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от
30.12.2001, N 196-ФЗ.
28. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие : в 4 т. — М.: Генезис, 2001.
29. Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. — СПб., 1998.
30. Юсин А. А. Я купил велосипед. — М.: Молодая гвардия, 1984.
31. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М.: Международные отношения, 1992.
 
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
Профориентация обучающихся
Функциональная грамотность
Методическая копилка
Наши достижения
Центр "Точка роста"

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области