Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих
     

ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Структура и органы управления Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


Программа дополнительного образования ЮИД

Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
 
 
« Дети – Дорога - Жизнь »
Составительская программа дополнительного образования
Для учащихся 4 – 8 -х классов
 
Срок реализации программы 3 года
 
 
 
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Борзаков Д.В.
Заместитель директора по ВР
 
 
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
СОШ с.Тимофеевка
_____________Григорьева О.Ю.
«____» _____________
 
 
с. Тимофеевка
2007г.
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
         Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах — это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем неоправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное про­исшествие - это трагедия: ведь даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы, то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
         Необходимо научить ребенка правилам жизни во взрослом ми­ре - в мире спешащих людей и машин. Причем надо отметить, что автомобили становятся опасными для человека в силу его не­дисциплинированности — как водителя, так и пешехода. Происше­ствие всегда является следствием того, что родители недосмотрели, педагоги недоучили, воспитатели недовоспитали, ГАИ-ГИБДД недоорганизовало, водитель не проявил достаточного профессио­нализма.
         В сентябре 2007 года в атмосфере сотрудничества, сотворчества, содействия взрослого и детского коллективов ДО «СТИМ» в МОУ СОШ с.Тимофеевка стартовая учебно-познавательная и конкурсно-игровая программа «Дети — Дорога — Жизнь». Ей предшествовали разрозненные мероприятия: конкурс театрализованных представлений, пропагандирующий безопасность дорожного движения, конкурс «Безопасное колесо», акции «Внимание, дети», «Даёшь светофор». Были внедрены программы второго и третьего годов обучения, направленные на выявление и формирование осознан­но-образцового участника дорожного движения, ответственного водителя, будущего сотрудника ГАИ-ГИБДД «с чистыми руками, горячим сердцем, холодной головой».
         В программе делается акцент на особенности работы  детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поис­ком новых форм и методов обучения правилам дорожного движе­ния, на формирование грамотного участника и убежденного про­пагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребен­ку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направлен­ных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется са­моуправление поведением. Основные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.
- в воспитании (по Г.И. Щукиной) – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.
         Образовательная программа «Дети - Дорога - Жизнь» относится
к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в реальной жизни, накопления
нравственного и практического опыта. Программа рассчитана
на детей 10-14 лет, срок реализации — 3 года. На 1 этапе носит -ознакомительно-практический характер, на 2 и 3 этапах — органи­зация работы творческого объединения старшеклассников в форме деловой игры.
         Материалы 3-годичной программы тесно взаимосвязаны между собой. Основные формы деятельности объеди­нения юных инспекторов движения по данной программе: обуче­ние, профессионально-ориентированные игры, соревнования, практическая работа по проведению пропаганды и агитации. Заня­тия проводятся группами переменного состава из школьников раз в неделю по 1 часу.
         В программе реализуются теоретические и практические блоки агитации и пропаганды, что позволяет наиболее полно охватить и реализовать потребности обучающихся, дать необходимую инфор­мацию и создать условия для творческого самовыражения личности и профессионального самоопределения. Предусматриваются прак­тические работы, конкурсно-соревновательные мероприятия, само­стоятельная подготовка и проведение агитационно-пропагандист­ских мероприятий для школьников района, творческих проектов.
         Ожидаемые результаты и способы их проверки определены по годам обучения.
Основная цель программы: охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения до­рожно-транспортных происшествий, подготовка убежденно-орга­низованных юных инспекторов движения к агитационной, пропа­гандистской, информационной деятельности безопасного дорож­ного движения, ориентация на выбор будущей профессии.
Задачи:
-  Организация, координация, управление деятельностью го­родского детского объединения, отрядов ЮИД общеобразователь­ных учреждений.
-  Изучение сложившейся системы пропаганды в области безопасного дорожного движения.
- Поиск новых агитационных форм агитации и пропаганды ПДД
- Сотрудничество со службами ГАИ-ГИБДД в практическое
деятельности.
- Профориентация на профессии водителя, работника авто­
транспортного предприятия, сотрудника ГИБДД и др.
- Организация поисковой, учебно-исследовательской деятельности.
- Воспитание убежденного образцового участника дорожного
движения, активного агитатора и пропагандиста ПДД.
- Развитие значимых для данной деятельности личностных
качеств:
1) самостоятельности в принятии правильных решений;
2) убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения Правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
3) внимательности и вежливости во взаимоотношениях участ­ников дорожного движения;
4) здорового образ жизни и навыка самостоятельного физичес­кого совершенства.
 
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
«ЮИД - надежный друг ГАИ-ГИБДД»
 
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травма­тизма, пропаганда ПДД среди детей и подростков.
Задачи:
- обучить Правилам дорожного движения по программе «Дети -
Дорога — Жизнь»;
- сплотить детский коллектив через совместные творческие дела;
- создать условия для практического применения ПДД;
- освоить новые активные формы агитации и пропаганды ПДД;
- сформировать навыки самооценки, самоанализа своего пове­дения на улице и в транспорте;
- изучить влияние результативности агитационно-пропагандист­ской работы, проводимой в общеобразовательном учреждении;
- воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.
         По итогам 1-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать: 
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- историю развития Правил дорожного движения;
- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД.
Уметь:
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нуж­ную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оценить дорожную ситуацию;
- участвовать в конкурсах.
Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на до­роге, не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения кон­курсных мероприятий.
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
1. Введение в образовательную программу:
   история детского объединения юных инспекторов движения;
   цели и задачи объединения ЮИД;
   ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
1
1
 
2. История правил дорожного движения:
   первый светофор;
   первые грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи;
 •   первые велосипеды; первые жезлы, дорожные знаки, разметка и ПДД
6
4
2
3. Изучение правил дорожного движения:
 • Для пешеходов;
 • Для пассажиров;
 •   Для водителей;
 • Для велосипедистов
6
3
3
4. Дорожные знаки:
    предупреждающие;
   запрещающие;
   предписывающие;
    информационно-указательные;
    приоритета;
   сервиса;
   дополнительной информации
8
4
4
5. Экскурсии по улицам села и города
2
 
2
 
 
 
 
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
6. Конкурсные встречи:
   игра «Умелый пешеход (водитель, пассажир)»;
    «Блиц-турнир по ПДД», «Знатоки дорожных знаков», «Вопросы и ответы по ситуациям на дорогах», «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
    мастерство вождения велосипеда, техническое обслуживание велосипеда
5
 
5
7. Традиционно-массовые мероприятия:
   театрализованное представление «Посвящение в пеше­ходы»;
    встреча «Зеленый огонек»;
    конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
 
4
 
4
8. Организация и выступление агитотряда в младших классах и детском саду
2
 
2
9. Подведение итогов. Финальные встречи «Дети - Дорога - Жизнь»
2
 
2
ВСЕГО ЧАСОВ
36
12
24
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю, отряд переменного состава
 
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория.
         История детского объединения юных инспекторов движения; цели и задачи объединения ЮИД; ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надеж­ные друзья.
Знакомство с положением об отрядах ЮИД, городской про­граммой «Дети — Дорога — Жизнь». Решение организационных вопросов (структура отряда, выборы командира, его заместителя, связного, пропагандистов, редакторов стенной газеты, агитацион­ного листка, оформителя дневника отряда; выбор названия, деви­за, речевки, песни).
 
Тема 2. История правил дорожного движения
Теория.
 История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте — легковом, грузовом, общест­венном, о велосипеде в России, о первых дорожных знаках, жезлах, разметке.
Практика.
Изготовление макетов первого светофора, автомобиля, знака.
Задание.
Оформить собранную информацию в дневник отряда.
 
Тема 3. Изучение правил дорожного движения
Теория.
         Правила дорожного движения в России (утвержденные Поста­новлением Совета министров — Правительства Российской Федера­ции от 23 октября 1993 года N1090 с изменениями и дополнениями от 28 июня 2002 года N472). Общие положения. Обязанности пеше­ходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безо­пасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий.
         ПДД для пешеходов — правостороннее движение, правила пере­хода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стояще­го транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируе­мые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.
         ПДД для пассажиров — виды общественного транспорта, поса­дочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажи­ров и водителя. Психодиагностика.
         ПДД для велосипедистов — техническое состояние велосипеда, Дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочные пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на дви­жение транспортных средств.
Практика.
         В рабочей тетради и в дневнике отряда сделать подборку свето­форов, соответствующих дорожных знаков, автомобилей (отечест­венных и зарубежных). Оформить красочно места перехода проез­жей части дороги. Нарисовать схемы остановочного и тормозного Путей автомобиля. Проверить теоретические и практические зна­ния велосипедистов.
Задание.
         С помощью схем и зарисовок провести беседы в младших классах о недопустимости перехода проезжей части дороги в неустановленном месте и перед приближающемся транспортом.
 
 
 
 
Тема 4. Дорожные знаки
Теория.
         Дорожные знаки и их группы (предупреждающие, запрещаю­щие, предписывающие, информационно-указательные, приори­тета, сервиса, дополнительной информации). Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика.
В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.
Задание.
В младших классах провести занятие «Сами не видят, а другим говорят».
 
Тема 5. Экскурсии по улицам села и города
Практика.
         Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, пред­видеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направ­ление движения машин. Из участников дорожного движения выде­лить «образцовых и нарушителей».
 
Тема 6. Конкурсные встречи
Практика.
         Составление сценарных планов мероприятия. Подбор информа­ции и составление дидактического материала с использованием знания ПДД и навыков работы с профильной литературой. Психологичес­кий тренинг на общение.
Задание.
         Овладение навыками вождения велосипеда, езды  по указаниям дорожных знаков. Провести рейд «Юный велосипедист». Провести беседы, игры, соревнования, зачетные за­нятия в младшей, средней и старшей параллелях образовательного учреждения.
 
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
         Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Оформление площадок для проведения мероприятия.
Задание.
         Поиск материала о ветеранах и сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами — «Верны традициямдоблестной милиции». Провести встречи с сотрудниками ГИБДД в отрядах.
 
Тема 8. Организация и выступление агитотряда в младших классах
Практика.
         Организация и выступление агитотряда в младших классах. Психологический тренинг «Давать и получать».
 
Тема 9. Подведение итогов.
Финальные встречи «Дети — Дорога — Жизнь»
Практика.
         Знакомство с положением, подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Конкурс на знание ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов; дорожных знаков и их серий, средств регулирования движением. Разводка автотранспорта на макете пе­рекрестка; разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!». Защита агитационного плаката.
 
 
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «КВИН-ЮИД»
Цель: разработка форм агитации и пропаганды Правил дорож­ного движения через деятельность «КВИН-ЮИД».
Задачи:
- научить проводить агитацию и пропаганду ПДД в любой за­нимательной форме (викторины, сочинение песен и частушек о ПДД, пантомимы, защита модели «Перекресток у школы»);
- сформировать навыки самостоятельного планирования агита­ционно-пропагандистской работы и стиля деятельности отряда;
- изучить ПДД через моделирование дорожно-транспортных происшествий;
- освоить основные приемы, способы агитации и пропаганды ПДД в практической деятельности через «КВИН-ЮИД»;
- организовать учебно-исследовательскую деятельность;
- сотрудничать со службами ГИБДД в практической деятель­ности по обеспечению безопасности на улицах и дорогах;
- закрепить навыки безопасного движения пассажира, пеше­хода, велосипедиста.
 
По итогам 2-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- Правила дорожного движения;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
- техническое устройство велосипеда.
Уметь:
- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нуж­ную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
- оценить дорожную ситуацию, принять правильное решение;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, безопасного движения как пе­шехода, пассажира, велосипедиста;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий;
- участия в конкурсах, соревнованиях.
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
1. ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
1
1
 
2. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения:
• подготовка выступлений с отражением тем для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
• оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок;
• оформление макета «Перекресток у школы» - его защита
8
2
6
3. «Правила дорожные - компас взрослых и ребят»:
• «Дорожные ситуации» - составление вопросов и ответов;
• «Немое кино» - с помощью пантомимы изобразить правила для пассажиров;
• «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД» - подбор по­словиц и поговорок со словами дорога, транспорт, движение
7
3
4
 
 
 
 
 
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
4 Дорожные знаки:
• предупреждающие;
• запрещающие;
• предписывающие;
• информационно-указательные;
• приоритета;
• сервиса;
• дополнительной информации;
• опознавательные
5
2
3
5. Экскурсии пешие и автобусные по улицам села и города
2
 
2
6. «Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изу­чаем»:
• подготовка к конкурсу «Музыкальный перекресток»;
• написание стихов на заранее заданную музыку, тему (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов)
4
1
3
7. Традиционно-массовые мероприятия:
• театрализованное представление «Посвящение в пеше­ходы»;
• встреча «Зеленый огонек»;
• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
5
 
5
8. Подведение итогов:
• финальные встречи   «Дети - Дорога -Жизнь»;
• участие в соревнованиях «Безопасное колесо»
4
 
4
ВСЕГО ЧАСОВ
36
27
9
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю, отряд переменного состава
 
Тема 1. ЮИД и ГАИ-ГИБДД - надежные друзья
Теория.
         Развитие детского движения ЮИД в России и Ставропольском районе. Цели и задачи отрядов ЮИД второго года обучения.
 
Тема 2. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения
Теория.
         Подготовка приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь — наш Отряд», театрализованных выступлений с отражением тем для пе­реходов, пассажиров, велосипедистов; оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневника отряда и др. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях «Перекресток у школы». Ока­зание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика.
         Оформление собранного материала на стендах «Правила дорож­ные — Правила надежные», «ЮИД в действии», в дневнике отряда. Изготовление «Перекрестка у школы» — рисунок, макет, его защи­та. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. Психо­логический тренинг «Превращения», «Живые картинки».
Задание.
         Провести с учащимися 1-3 классов беседы: «Светофор, которым мы пользуемся», «Места перехода проезжей части доро­ги», «Велосипед мой верный друг» и др.
 
Тема 3. «Правила дорожные — компас взрослых и ребят»
Теория.
         Дорожные ситуации в картинках, на макете, в словах. Разбор и причина ДТП. Использование кино, пантомимы, сказок, расска­зов, пословиц и поговорок в изучении ПДД.
Практика.
         Нарисовать схему маршрута «Дом — школа — дом», развод автотранспорта и пешеходов на макете. Пантомима в изуче­нии ПДД для пассажиров. Работа с книгой: подбор пословиц и поговорок со словами: дорога, транспорт, движение.
Задание.
         Внести в дневник учащихся первых классов схему-марш­рут «Дом — школа — дом».
 
Тема 4. Дорожные знаки
Теория.
         Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков вдоль дороги и опознаватель­ных на транспортные средства.
Практика.
         В рабочей тетради сделать зарисовки дорожных знаков, написать их название.
Задание.
         Провести в 5—7 классах викторину «Знатоки дорожных знаков». Провести конкурс «Знак, которого нет в ПДД».
 
Тема 5. Экскурсии пешие и автобусные по улицам села и города
Практика.
         Во время экскурсии провести наблюдение работы светофора и регулировщика. Оценить дорожную ситуацию на перекрестке, предвидеть скрытую опасность. Научиться оценивать скорость и направление движения машин. Из участников дорожного движения выде­лить «образцовых и нарушителей».
Задание.
Провести конкурс рисунков «Улицы нашего города». Про­ведение педагогических наблюдений за активностью, дисциплини­рованностью.
 
Тема 6. «Стихи и песни сочиняем - Правила движенья изучаем»
Теория.
         Прослушивание песен и стихов о ПДД. Просмотр фильмов о ПДД.
Практика.
         Составление рифмы по заданным словам, теме. Подготовка к конкурсу «Музыкальный перекресток».
Задание.
Придумать и записать игры по ПДД.
 
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
         Подготовка и оформление материала для включения в сценарии традиционных городских мероприятий: театрализованное представ­ление «Посвящение в пешеходы», встреча «Зеленый огонек», конкур­сная встреча «ЮИД и старшие товарищи», площадка «Формула безо­пасности». Оформление площадок для проведения мероприятий.
Задание.
         Провести встречи с сотрудниками ГИБДД .
 
Тема 8. Подведение итогов
Практика.
Подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Зна­комство с положением краевых и российских соревнований «Бе­зопасное колесо». Психологический тренинг «Я помогаю другим».
 
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ «Детективное агентство ЮИД»
Цель: создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Задачи:
- совершенствовать формы деятельности по пропаганде и аги­тации;
- сформировать активную жизненную позицию образцового
участника дорожного движения;
- дать информацию об основах розыска людей, транспорта;
- информировать об основных психологических состояниях во время ДТП;
- создать условия для развития лидерских качеств;
- ориентировать на специальность водителя и сотрудника служб ГИБДД;
- отработать мастерство вождения велосипеда, мопеда;
- овладеть игровыми технологиями пропаганды и агитации пра­вил дорожного движения.
По итогам 3-го года освоения программы обучающиеся должны:
Знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
- обновленные Правила дорожного движения;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
- основы розыска людей, транспорта.
Уметь:
- читать информацию по дорожным знакам  при движении по дороге (с 14 лет);
- работать по билетам, предложенным газетой «Добрая дорога
детства», категории А, В;
- развивать и использовать свои лидерские качества;
- участвовать в научно-исследовательской деятельности;
- оценить дорожную ситуацию, принять положительное ре­шение;
- совершенствовать основы деятельности по пропаганде и аги­тации ПДД, овладевать игровыми технологиями;
- управлять велосипедом, производить технический осмотр;
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Иметь навыки:
- активной жизненной позиции образцового участника дорож­ного движения;
- взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
- самостоятельного планирования агитационно-пропагандист­ской работы и стиля деятельности отряда.
 
 
 
 
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 
Содержание
Количество часов
 
 
всего
теория
практика
1. Функции служб, участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия
1
1
 
2. «Правила дорожного движения» - государственный нор­мативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения:
• ПДД - закон РФ «О безопасности дорожного движения» (основное содержание, структура документа);
• правовая, административная ответственность за нарушение ПДД
2,5
1
1,5
3. Основы пути обеспечения дорожной безопасности:
• организация регулирования дорожного движения;
• дорожные знаки, их группы и значения, разметка в органи­зации движения;
• как избежать опасности на дороге; • оказание первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП
7,5
3,5
4
4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения:
• составление сценариев приветствий, визитных карточек «Знакомьтесь - наш отряд», театрализованных выступлений с отражением темы для пешеходов, пассажиров, велосипе­дистов;
• роль народного фольклора в агитации;
• оформление агитационных плакатов, профильных газет, памяток-закладок, дневников и др.;
• агитвыступления
6
2
4
5. Экскурсии:
• в музей милиции;
• в районный отдел милиции
4
2
2
6. Конкурсные встречи:
• по составленному фотороботу найти человека, транспорт, предмет; • защита информации о нестандартном транспорте;
• защита информации о ветеранах службы ГАИ-ГИБДД;
• защита знаний ПДД по билетам:
а) «Дорогу осилит идущий»;
б) предложенным газетой «Добрая дорога детства»;
в) категории А, В
6
2,5
3,5
7. Традиционно-массовые мероприятия:
• театрализованное представление «Посвящение в пешеходы»;
• встреча «Зеленый огонек»;
• конкурсная встреча «ЮИД и старшие товарищи»;
• площадка «Формула безопасности»
5
 
5
8. Подведение итогов:
• финальные встречи «Дети - Дорога - Жизнь»;
• Участие в  соревнованиях «Безопасное колесо»
 
 
4
ВСЕГО ЧАСОВ
36
24
12
 
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
36 часов — 1 час в неделю — отряд переменного состава
 
Тема 1. Функции служб, участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия
Теория.
История создания и развития милиции и Госавтоинспек­ции (ГИБДД). История детского объединения ЮИД в России ц Ставрополе.
Положение об отрядах ЮИД. Цели и задачи отрядов ЮИД. Зна­комство с положением городской программы «Дети — Дорога -Жизнь» — третий год обучения.
Тема 2. «Правила дорожного движения» — государственный нормативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения
Теория.
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. «Об утвержде­нии Правил дорожного движения». Федеральный закон «О безо­пасности дорожного движения» N196-ФЗ от 10.12.1995 г. Извлече­ние из кодекса «Об административных правонарушениях за несоб­людение ПДД». Соблюдение ПДД - обязанность каждого граждани­на. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Практика.
Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием де­тей, произошедших в городе. Выявление причин дорожно-транс­портных происшествий. Психологический тренинг на внимание «Где я?».
 
Тема 3. Основы пути обеспечения дорожной безопасности
Теория.
Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофор­ное и регулировщиком. Регулируемые и нерегулируемые перекрест­ки. Виды перекрестков. Железнодорожные переезды: правила пере­хода и проезда.
Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и дву­сторонним движением. Дорожная разметка, ее значение для регу­лирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизон­тальная и вертикальная разметки.
Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных зна­ков- Группы дорожных знаков.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика.
Нарисовать виды перекрестков и выступить перед ребятами на­чальных классов с темой «Как перейти дорогу на перекрестке».
Задание.
Посетить музей Ставропольской милиции. Провес­ти встречу с сотрудником ГИБДД. Отработать жесты регулиров­щика.
 
Тема 4. Агитация и пропаганда Правил дорожного движения
Теория.
Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. Как провести театрализованное представление по ПДД.
Практика.
Оформление собранного материала на стендах, в дневнике от­ряда, агитационных плакатах. Подготовка выставки поделок на темы ПДД (дневник, закладка, вышивка, оригами, объемный свето­фор, рисунки и т. д.).
Задание. Провести с учащимися 1—3 классов беседы «Регулиров­щик — постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг — велосипед».
 
Тема 5. Экскурсии
Теория.
Посетить музей Ставропольской милиции и познакомиться с ее историей. Посетить районные отделения милиции и познакомить­ся с работой подразделений.
Практика.
Сбор информации о ветеранах службы ГАИ-ГИБДД. Экзамен на компьютере по ПДД, составление фоторобота, сборка и разборка пистолета.
 
Тема 6. Конкурсные встречи
Теория.
Просмотр фильмов о ПДД — вопросы и ответы по просмотрен­ным сюжетам. Найти человека, автомобиль, предмет по описанию.
Защита информации о нестандартном транспорте, ветеранах службы ГАИ-ГИБДД, по материалам, предложенным газетой «Добрая дорога детства», и работа по билетам ПДД категорий А, В.
Практика.
Составление фоторобота человека, автомобиля, предмета. Оформление в дневнике проделанной работы по пропаганде ПДД и пре­дупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Пси­хологический тренинг «Необычный рассказ».
Задание. Выступить перед ребятами начальных классов и ребят из детского сада с театра­лизованным представлением «ПДД - наши верные друзья!».
Тема 7. Традиционно-массовые мероприятия
Практика.
Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Оформление площадок, где проводятся мероприятия. Участие в районных и городских ме­роприятиях по ПДД.
Задание. Поиск материала о ветеранах и сотрудниках ГАИ-ГИБДД, поощренных правительственными наградами. Провести встречи с сотрудниками ГИБДД .
 
Тема 8. Подведение итогов
Практика.
Знакомство с положением, подготовка и участие в финальной встрече отрядов ЮИД. Проверка знаний ПДД для пешеходов, пас­сажиров, велосипедистов, дорожные знаки и их серии, средства регулирования движением, разводка автотранспорта на макете пе­рекрестка, разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь — наш отряд!». Защита агитационного плаката. Психо­логический тренинг «Интервью в день конкурса».
Знакомство с положением районных и российских соревнований «Безопасное колесо»: работа по билетам газеты «Добрая дорога дет­ства» и категории А, В; мастерство вождения велосипеда по полосе препятствий; сборка и разборка велосипеда; оказа­ние первой медицинской помощи пострадавшему, страхование, визитная карточка отряда.
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
 
В отряд ЮИД вступают и обучаются коллективы детей 4—8 классов.
Содержание образования имеет концентрическое построение состоит из трех уровней сложности: сначала дается общее значение правил дорожного движения; второй этап - углубление в изучении с практическим приложением в виде агитации и пропаганды; третий этап - умение применить правила дорожного движения в повседневной жизни, вести пропаганду и агитацию правил, уме­ние разобрать сложную дорожно-транспортную ситуацию и найти правильное решение.
В образовательном процессе широко используются технологии развивающих игр, направленные на развитие творческих качеств личности.
Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практичес­ки на каждом занятии. В систему игр входят такие группы, как: обу­чающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном воз­расте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них яв­ляется подготовкой для агитационной и пропагандистской работы.
Деятельность отряда ЮИД строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).
Конкретные методы, используемые при реализации программы:
- в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, практическая работа в музеях, библиоте­ках); наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорож­ных знаков, технических средств); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в ос­новном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение);
- в воспитании (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устой­чивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, при­мер); методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация,
приучение, упражнения); методы стимулирования поведения
и деятельности (соревнования, поощрения).
Опыт практической деятельности по реализации программы озволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых городских мероприятий среди образовательных учреждений города по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, используя такие основные формы деятельности:
- Час вопросов и ответов (ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов).
- «Аукцион знаний» (делимся собранной информацией по истории ПДД, автотранспорта, о светофоре, о велосипеде и др.).
- Создание ситуации выбора (разбор дорожно-транспортных ситуаций).
- Деловая и ролевая игры: я - регулировщик, я - пешеход, я —водитель, я — пассажир, я — нарушитель и т. д..
- Уроки творчества (составление сценариев выступлений, вик­торин, сочинение песен, стихов о ПДД, выпуск плакатов, информационных листков, газет, изготовление наглядных пособий, поделок-сувениров и т. д.).
- Защита содержания работы отряда ЮИД (оформление отряд­ных дневников).
-  Соревнования, состязания (оказание первой медицинской по­мощи условно пострадавшим в ДТП, сборка и разборка ве­лосипедов, мастерство вождения велосипеда и др.).
- Путешествие по страницам Правил дорожного движения.
- Викторины, конкурсы, кроссворды.
- Логические цепочки (по знакам, по форме, по разметке, по содержанию).
- Жизнь замечательных людей.
- Вождение велосипеда, выполняя ПДД.
- Сравнение, поиск (найти человека, найти транспорт и т. д.).
         Занятия по возможности проводятся в специально оснащенном кабинете, уком­плектованном следующими средствами:
Методическими:
-  комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, уча­стники дорожного движения, дорожные знаки с методичес­кими указаниями;
 -  комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы ули­цы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД», рисунки по басням с методическими указаниями по использованию;
- тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов
участников 1-го, 2-го, 3-го годов обучения;
- разработки проведения игровых конкурсов, праздников
встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий'
ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др.
- положения о конкурсах, смотрах и др.
Дидактическими:
- дорожные знаки (игровой материал «Собери дорожный знак»
«Какой знак лишний в логической цепочке», распределить по сериям кубики с изображением дорожных знаков);
- плакаты «Формы перекрестков», «Жесты регулировщиков», «сигналы светофора»;
- Фотоматериал «Улицы нашего села», «Ретроавтомобили», «Эмблемы автомобилей», «Марки отечественных и зарубеж­ных автомобилей»;
- шифровки, карточки для игровых конкурсов «Пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»; «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции; «ЮИД и старшие товарищи» — кон­курсная встреча командиров отрядов ЮИД общеобразова­тельных учреждений города, промежуточных и финальных
конкурсных встреч отрядов ЮИД города.
Техническими:
- телевизор, видеомагнитофон, DVD- плеер, магнитофон, диски, аудио- и видео­
кассеты;
- светофор, жезлы;
- стенд «дорожные знаки», распределенные по сериям;
- стенд «дорожная разметка»;
- велосипеды;
- наборы тематических плакатов;
- настольные игры по ПДД.
- Программа предусматривает сотрудничество с социально-пси­хологической службой, которая реализует тренинговую программу «Тренинг личностного роста» на каждом занятии по 10-15 минут. Тренинг способствует формированию и развитию личностных ка­честв: наблюдательности, внимательности, способности к анали­тической деятельности, общительности, ответственности, общей чувствительности к окружающему миру, людям и самому себе, кре­ативности, уверенности в себе, а также лидерских качеств.
Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Рос­сийском смотре «Безопасное колесо». Финальные встречи-кон­курсы определяют итоги работы за учебный год.
Критериями выполнения программы служат: стабильный инте­рес школьников города к изучению, выполнению и пропаганде ПДД- Массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам районных, городских, областных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельно­сти в творческой деятельности.
 
 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М., 2000.
Белоусов В. Пленники добрых знаков. — Ставрополь : Кн. изд-во, 1976.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. — М. : Роспедагентство, 1994.
Воспитание личности в коллективе — М. : Центр «Педагогический по­
иск», 2000.
Воспитательная работа в школе : пособие для директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. — М.: Школьная пресса, 2002.
ГАИ 60 лет. История, воспоминания, очерки. — М. : Объединенная ре­
дакция МВД России, 1996.
Дети и дорога: методический комплект для учителей. — М., 1994.
Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе.
Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1998.
Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.
Козлов В. В. и др. Психотехнологии развития ребенка в условиях оздо­
ровительно-образовательных учреждений. — М., 1999.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ. - М.: За рулем, 2002.
Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. —
М.: Транспорт, 1990.
Логинова Л. 365 уроков безопасности. — М.: Айрис-Пресс, 2000.
Маслова Н. Ф. и др. Познай себя. Диагностические методики самопоз­
нания. - Ставрополь : Изд-во СКИУУ, 1995.
Методические рекомендации по организации работы юных инспекто­
ров движения в Ростовской области. - Ростов н/Д, 2001.
16.     Методические рекомендации по обучению учащихся 10, 11 классов
 в Ростовской области. — Ростов н/Д, 2002.
17.     О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации //
Проблемы школьного воспитания N2/2001 : приложение к журналу «Педа­
гогическое обозрение». - С. 66.
18. Охлябинин С. Д. Легенды и были об экомобиле. - М.: Советская рОс
сия, 1987.
19. Подласый И. П. Педагогика. Т. 1, 2. — М.: Владос, 2001.
20. Правила дорожного движения РФ: утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05.2003 г. N 265 : вве­дены в действие с 1.07.2003 года.
21. Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое
пособие для тех, кто работает с детьми. Сообщение. Выпуск 3. — М.: Илекса;
Ставрополь; Сервисшкола, 2000.
22. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной ра­боте. — Ставрополь, 1993.
23. Программа по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортно­го травматизма. 1 — 11 классы. — Ставрополь : СИПКРО, 2002.
24. Спортивно-оздоровитеьная работа с детьми и учащейся молодежью: методическое пособие. — Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001.
25. Суковицин В. И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстриро­
ванная история службы. — М.: Вариант, 2002.
26. Учителю о правилах дорожного движения. Рекомендации по организа­ции внеклассной работы с детьми по ПДД. — М.: Просвещение, 1982.
27. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от
30.12.2001, N 196-ФЗ.
28. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения : практическое пособие : в 4 т. — М.: Генезис, 2001.
29. Форштат М. Л. Учись быть пешеходом. — СПб., 1998.
30. Юсин А. А. Я купил велосипед. — М.: Молодая гвардия, 1984.
31. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М.: Международные отношения, 1992.
 
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
Профориентация обучающихся
Функциональная грамотность
Методическая копилка
Наши достижения
Центр "Точка роста"

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области