ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Центр «Точка роста» Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Поиск


Программа дополнительного образования ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ

Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
 
 
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Составительская программа дополнительного образования
Для учащихся 7 – 11-х классов
 
Срок реализации программы 2 года
 
 
 
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Борзаков Д.В.
Учитель русского языка
и литературы
 
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
СОШ с.Тимофеевка
_____________Григорьева О.Ю.
«____» _____________
 
 
 
с. Тимофеевка
2007г.
 
 
1. Пояснительная записка
1.1.Общие положения
 «Юный журналист» становится средством формирования информационного и образовательного пространства для молодежи, служит средой самоопределения и самореализации личности, помогая ее успешной социализации. Получая дополнительное образование, члены базового коллектива, кроме того, являются организаторами деятельности школьного органа самоуправления «Школьный Парламент», обеспечивая формирование и развитие информационного и образовательного пространства МОУ СОШ села Тимофеевка и молодёжи села.
Настоящая образовательная программа представляет собой программу дополнительного образования, направленную на организацию допрофессионалъной подготовки воспитанников по профессии журналиста, их социально - значимой деятельности в рамках самодеятельных детских и молодежных средств массовой информации, а так же на социально -педагогическую работу с коллективом.
1.2. Цели и задачи программы
Главной целью программы является успешная социализация воспитанников через формирование у них системы начальных знаний, умений и навыков журналиста (допрофессиональная подготовка), создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации, воспитание гражданственности.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
 
- формирование начальных знаний, умений и навыков профессии
журналиста;
- развитие    творческих    способностей    и    личной    инициативы
воспитанников средствами самодеятельной детской прессы;
- создание условий для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, с целью их самореализации и ориентации на социально - значимую деятельность;
- формирование творческого коллектива, способного стать информационной опорой органа школьного самоуправления «Школьный Парламент», в части информационной поддержки молодежных инициатив и деятельности данной организации;
- развитие коммуникативных качеств личности воспитанников.
 
1.3. Организационные принципы программы
Программа рассчитана на 2 года обучения (2 этапа).
На начальном этапе (1 уровень) воспитанники получают начальные знания, умения и навыки профессии журналиста (допрофессиональная подготовка), делают первые шаги в практической деятельности через самодеятельные СМИ (школьная газета «СТИМ-пресс»), развивают свои творческие и коммуникативные способности. Через участие в органах самоуправления воспитывают в себе ответственного гражданина.
В рамках второго уровня обучения воспитанники углубляют свои знания, упрочняют умения и навыки профессии журналиста. Большое внимание уделяется практической деятельности воспитанников в самодеятельных СМИ. Осваивают другие формы информационной культуры.
Занятия по программе распределяются между основным курсом и специализациями следующим образом:
основной курс журналистики - 2 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа), всего 144 часа в год на группу; и спецкурсы:
курс «редактор газеты» - 1 час в 3 недели (1 раз), всего 12 часов в год;
курс «радиожурналист» - 1 час в неделю (1 раз), всего 12 часов в год;
курс «электронные СМИ» - 1 часа в неделю (1 раз), всего12 часов в год;
Обучение спецкурсам ведется параллельно с основной в течение всего года обучения в малых группах (5-6 человек).
В зависимости от интересов воспитанников может получиться, что по какой-то специальности не будет идти обучение, если воспитанники не выберут ее.
Основной курс второго этапа обучения рассчитан на углубленную допрофессиональную подготовку, и связанною с ней практику, что подразумевает большее количество часов на индивидуальные и практические занятия.
1.4. Формы и методы работы по программе
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста традиционно применяется классно-урочная форма с лекциями, беседами и практическими занятиями. Однако, совершенно ясно, что допрофессиональная подготовка может проходить только при условии постоянной практической отработки умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания самодеятельных СМИ, когда воспитанник применяет полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанров и стилей до умения организовать миниредакцию и получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста - профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике учащихся. Применяются такие формы работы как социологические опросы, пресс-конференции, презентации, создание баз данных, сценариев и программ, выпуск газет, радио и телепрограмм, страниц в Internet, творческие сборы и профильные смены, конкурсы, организация рекламных и PR-компаний и другое (практически все формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
     Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются деловые и ролевые игры, тренинги общения, упражнения на развитие ораторского и актерского мастерства, экскурсии, творческие встречи, походы, капустники и другое.
 
2.1. Учебно-тематический план обучения
N п/п
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Введение в теорию информации и журналистики
30
10
40
1.1.
Теория информации
10
5
15
1.2.
Теория и практика журналиста
10
5
15
2.
Социальные дисциплины
10
5
15
3.
Социально-педагогическая поддержка воспитанников
 
12
12
4.
Итоговое занятие
5
6
11
Итого по общему курсу
65
43
108
 
Спецкурсы
N п/п
Наименование темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
5.1.
«Редактор газеты»
2
10
12
5.2.
«Радиожурналист»
2
10
12
5.3.
«Электронные СМИ»
2
10
12
Итого по спецкурсам
6
30
36
Всего за год
144
 
 
 
3. Содержание программного материала 3.1. 3.1.1. Общий курс
3.1.1.1. Введение в теорию информации и журналистики
♦ Теория   информации   Информация.   Виды   информации.   Шумы.
Информационные потоки. Информационное пространство. Информация как
ресурс. Информация и социальные процессы. Информационная культура.
Источники получения информации. Способы информационного воздействия.
Способы получения информации. Способы обработки информации.
Лекции, беседы, круглые столы, практические и индивидуальные занятия, репортерская работа, интервью, творческие задания, создание баз данных и работа с ними, сбор, анализ и систематизация информации.
♦ Теория и практика журналиста Журналистика как профессия. Этика
журналиста. Роль журналиста в обществе. Социальная ответственность
журналиста.
      История      журналистики.      Самарская      журналистика.
Инструментарий    журналиста.     Технические    средства    журналистики.
Стилистика.    Информационные    жанры.    Понятие    средства    массовой
информации. Газета. Радио. Телевидение.
Internet. Как делать газету?
Работа в больших и малых группах, Лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, подготовка материалов для самодеятельных СМИ, редактирование, корректура, верстка газет, операторская и режиссерская работа, выпуск газет, радио и телепрограмм, создание буклетов, пресс-конференции, сотрудничество с различными СМИ города и области.
3.1.1.2. Социальные дисциплины Общие сведения о теории управления.
Управление
   СМИ.   Информационный   менеджмент.   Общие   сведения   о
политологии.
       Социология.       Гражданственность.       Самоуправление.
Коммуникативная механика

Лекции, беседы, практические занятия, рефераты, социологические опросы, анкетирования, тестирование, тренинги общения. Практическая работа в органах самоуправления МОУ СОШ с.Тимофеевка и медиа - холдинге «СТИМ».
3.1.1.3.       Социально-педагогическая     поддержка     воспитанников
Организация    самоуправления в МОУ СОШ с.Тимофеевка,    организация содержательного    досуга,    тематические    вечера,    творческие    встречи, коллективные творческие дела, капустники, туристические походы, экскурсии. Продвижение лучших работ воспитанников в СМИ района, города и области. Практическая работа в органах самоуправления МОУ СОШ с.Тимофеевка и медиа - холдинге «СТИМ».
     3.1.1.4.     Итоговое занятие Итоговое занятие медиа-холдинга проводится в виде смотра-конкурса «Лучший журналист медиа-холдинга». Положение о смотре-конкурсе разрабатывается воспитанниками и утверждается на Общем собрании медиа-холдинга. Победители награждаются дипломами и ценными подарками.
3.1.2. Спецкурсы
3.1.2.1. Спецкурс «Редактор газеты». Периодическая печать в системе
журналистики. Специфика издательского дела в условиях рынка и структура
современных издательских систем. Принципы организации работы редакции.
Редакционный
    коллектив    как    производственно-творческая    структура.
Руководство и управление редакцией газеты. Планирование работы редакции.
Секретариат редакции. Отделы редакции. Собкоровская сеть редакции.
Взаимоотношения с внештатными авторами и массовая работа редакции.
Организация труда журналиста. Формирование индивидуального образа газеты. Еженедельник как тип издания. Распространение, экспедирование и доставка периодических изданий.
Лекции, беседы, семинарские занятия, практическая и индивидуальная работа, творческие задания, экскурсии, сбор материала, редактирование, корректура, верстка и выпуск газет, сотрудничество с газетами и журналами города и области.
3.1.2.2.    Спецкурс   «Радиожурналист». Место   радиожурналистики   в
системе СМИ. Основные специальности радио. Жанры радиожурналистики.
Требования к сценариям радиопередач. Прямой эфир на радио. Радио как
коллективный характер творчества. Выразительные средства радиопередач.
Специфика работы режиссера на радио. Специфика работы радиооператора.
Работа в больших и малых группах, Лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, операторская и режиссерская работа, подготовка радиопрограмм, редактирование, выпуск радиопрограмм и передач, сотрудничество с радиокомпаниями города и области.
3.1.2.3. Спецкурс «Электронные СМИ». Возрастание роли информационно - электронных связей в современном мире. Мультимедиатизация печатного дела. Электронно-информационная революция в СМИ. Электронные версии газет и журналов. Специальные электронные издания. Сеть Internet как информационное отражение мира. Всемирная паутина - World Wide Web (WWW) как платформа для построения электронных СМИ. Увеличение информационных сетей и изменение ключевой роли журналистов. Модель коммуникационных связей «все - для всех» как наиболее полное удовлетворение информационных интересов аудитории. Реклама и маркетинг в сетевых изданиях. Общедоступные компьютерные терминалы с выходом в Internet. WWW-узел как средство для хранения информации в Internet. Сеть Internet как оперативный способ получения новостей. Легкий доступ к материалам. Дизайн сетевой газеты. Новые типы электронных газетных услуг. Справочная информация об электронной газетной индустрии. Основное программное обеспечение работы журналиста.
Лекции, семинарские занятия, практическая и индивидуальная работа, творческие задания.
Работа на PC, знакомство с программным обеспечением, верстка и дизайн газет, работа с Internet, создание Web-страничек.
3.2.1. Второй этап обучения
3.2.1.1. Рекламное дело. Специфика рекламной деятельности.
Общественный характер рекламы, социальные сферы рекламной деятельности.
Законодательные нормы. Классификация и характеристика средств рекламы.
Методология рекламной деятельности. Поведение потребителя, связанное с
восприятием рекламы. Рекламная кампания. Стратегия рекламного сообщения.
Текстовая
   основа   рекламного   сообщения.   Основные   виды   рекламных
сообщений и требования к ним. Изобразительные средства в создании
рекламных текстов. Творчество в составлении рекламных текстов. Реклама
средствами массовой информации. Особенности производства печатной, аудио-
и видеорекламы. Планирование размещения рекламы.
PR-компании.
Лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, анкетирования, маркетинговые исследования, практика создания логотипов, рекламных текстов, плакатов, аудио и телевизионных роликов, проведение рекламных и PR-компаний.
3.2.1.2. Методы сбора информации в работе журналиста. Метод сбора информации как форма практического освоения действительности. Специфика и задачисбора материала в журналистском творчестве. Тема журналистского произведения как стимул к сбору информации. Источники информации в работе журналиста.   Исследование   проблемной ситуации   как творческая   задача журналиста.   Выбор   темы   как   определение   «горячей   точки»   объекта исследования. Определение социального веса факта как принцип его отбора.
Главное и второстепенное в информации. Способы их разграничения. Анализ фактов как способ определения масштаба исследуемой ситуации. Стадии создания авторской концепции журналистского произведения. Этапы творческого процесса от сбора материала до его интерпретации в тексте.
Лекции, круглые столы, практические и индивидуальные занятия, сбор материала, анализ, корректура, редактирование, выпуск газет, радио и телепрограмм., творческие отчеты.
3.2.1.3.   Психология общения. Профессиональные качества журналиста.
Коммуникативные
   технологии.   Психологическая   корректность.   Умение
работать
   с   людьми.   Умение   работать   в   команде.   Самопознание   и
самоопределение.
Лекции, беседы, анкетирование, тестирование, тренинги.
3.2.1.4.    Культурная   антропология журналиста. Журналистика как
творческая профессия. Место журналистики в мировой культуре. Культурное и
информационное пространство. Система культурных и социальных ценностей
журналиста.
 Культурное самоопределение журналиста. Западная и
отечественная журналистика.
Лекции, беседы, практические занятия, творческие задания, рефераты, экскурсии.
3.2.1.5. Социально-педагогическая поддержка воспитанников
Организация соуправления школьного совета самоуправления «Школьный Парламент», организация содержательного досуга, тематические вечера, творческие встречи, коллективные творческие дела, капустники, туристические походы, экскурсии.
Продвижение лучших работ воспитанников в СМИ района и области. Продвижение лучших воспитанников на стажировки в СМИ района, города и области. Продвижение лучших воспитанников на ведение спецкурсов в школе.
3.2.1.6.   Итоговое занятие. Итоговое занятие проводится в виде
смотра-конкурса «Лучший творческий проект». Положение о смотре-конкурсе
разрабатывается воспитанниками и утверждается на Общем собрании кружка «Юный журналист».
Победители награждаются дипломами и ценными подарками.
3.2.2. Спецкурсы
3.2.2.1. Спецкурс «Редактор газеты». Приемы рациональной организации труда журналиста. Рабочее место журналиста и его инструментарий. Блокнот, картотека, журналистское досье. Диктофон и приемы пользования им. Машинопись и ее место в работе журналиста. Приемы использования телефонной связи в работе журналиста. Электронные средства набора, верстки и тиражирования текста. Фототехника как инструментарий журналиста. Компьютерные технологии в СМИ. Сеть «Internet». Газетные жанры. Основные принципы построения и верстки информационного и рекламного выпусков. Должностные обязанности редактора газеты и квалификационные характеристики.
Работа в больших и малых группах, лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, творческие задания, сбор материала, корректура, верстка, выпуск газет, работа с техническим обеспечением, экскурсии, сотрудничество с газетами города и области
-         виды информационных жанров;
-         виды средств массовой информации;
-         специфика газеты, радио, телевидения и Internet как средств массовой
информации;
основы управления СМИ;
-    технические средства журналиста;
основы социологии, политологии и психологии для журналиста. Будут уметь:
собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать базы данных;
-         создавать журналистские произведения разных жанров (интервью,
репортажи, заметки, аналитические статьи, обзоры);
планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
-         выполнять операторскую и корреспондентскую работу при создании
радио и телепрограмм;
организовывать и проводить пресс-конференции, деловые и ролевые игры, профильные массовые мероприятия; выступать в роли ведущего группы.
В конце первого года обучения каждый воспитанник подготовит не менее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве организатора одного профильного массового мероприятия. В конце обучения воспитанники: будут знать:
основы рекламы; -   понятие рекламной компании; понятие PR;
методы сбора и обработки информации;
должностные обязанности и квалификационные характеристики журналистов различных видов СМИ; структуру деятельности редакции; основы управления; будут уметь:
планировать и проводить рекламные компании; планировать и проводить PR- компании;
вести собственный проект в сфере СМИ от планирования до получения конечного продукта;
руководить работой творческой группой; владеть приемами сбора и обработки информации;
За время обучения в кружке каждый воспитанник должен участвовать в создании не менее 5 номеров газет, теле и радиопрограмм, быть соавтором одно из проектов. Все учебные материалы воспитанников оформляются в альбом-летопись, в котором фиксируются данные о воспитанниках и результаты их деятельности, а также сведения об их дальнейшей судьбе в части выбора профессии.
Летопись ведется также на СD и DVD - дисках, на которые записываются радио и телепередачи, ведется подшивка собственных изданий.
 
Школьная жизнь
Образование
Воспитание
Профориентация обучающихся
Функциональная грамотность
Методическая копилка
Наши достижения
Центр "Точка роста"

Подписка на новости


Подписаться          
Отменить подписку



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Тимофеевка муниципального района Ставропольский Самарской области