|
Программа дополнительного образования ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ
|
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Тимофеевка
«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»
Составительская программа дополнительного образования
Для учащихся 7 – 11-х классов
Срок реализации программы 2 года
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Борзаков Д.В.
Учитель русского языка
и литературы
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ
СОШ с.Тимофеевка
_____________Григорьева О.Ю.
«____» _____________
с. Тимофеевка
2007г.
1. Пояснительная записка
1.1.Общие положения
«Юный журналист» становится средством формирования информационного и образовательного пространства для молодежи, служит средой самоопределения и самореализации личности, помогая ее успешной социализации. Получая дополнительное образование, члены базового коллектива, кроме того, являются организаторами деятельности школьного органа самоуправления «Школьный Парламент», обеспечивая формирование и развитие информационного и образовательного пространства МОУ СОШ села Тимофеевка и молодёжи села.
Настоящая образовательная программа представляет собой программу дополнительного образования, направленную на организацию допрофессионалъной подготовки воспитанников по профессии журналиста, их социально - значимой деятельности в рамках самодеятельных детских и молодежных средств массовой информации, а так же на социально -педагогическую работу с коллективом.
1.2. Цели и задачи программы
Главной целью программы является успешная социализация воспитанников через формирование у них системы начальных знаний, умений и навыков журналиста (допрофессиональная подготовка), создание условий для самоопределения, самовыражения и самореализации, воспитание гражданственности.
Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:
- формирование начальных знаний, умений и навыков профессии
журналиста;
- развитие творческих способностей и личной инициативы
воспитанников средствами самодеятельной детской прессы;
- создание условий для включенности воспитанников в информационное и образовательное пространство, с целью их самореализации и ориентации на социально - значимую деятельность;
- формирование творческого коллектива, способного стать информационной опорой органа школьного самоуправления «Школьный Парламент», в части информационной поддержки молодежных инициатив и деятельности данной организации;
- развитие коммуникативных качеств личности воспитанников.
1.3. Организационные принципы программы
Программа рассчитана на 2 года обучения (2 этапа).
На начальном этапе (1 уровень) воспитанники получают начальные знания, умения и навыки профессии журналиста (допрофессиональная подготовка), делают первые шаги в практической деятельности через самодеятельные СМИ (школьная газета «СТИМ-пресс»), развивают свои творческие и коммуникативные способности. Через участие в органах самоуправления воспитывают в себе ответственного гражданина.
В рамках второго уровня обучения воспитанники углубляют свои знания, упрочняют умения и навыки профессии журналиста. Большое внимание уделяется практической деятельности воспитанников в самодеятельных СМИ. Осваивают другие формы информационной культуры.
Занятия по программе распределяются между основным курсом и специализациями следующим образом:
основной курс журналистики - 2 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа), всего 144 часа в год на группу; и спецкурсы:
курс «редактор газеты» - 1 час в 3 недели (1 раз), всего 12 часов в год;
курс «радиожурналист» - 1 час в неделю (1 раз), всего 12 часов в год;
курс «электронные СМИ» - 1 часа в неделю (1 раз), всего12 часов в год;
Обучение спецкурсам ведется параллельно с основной в течение всего года обучения в малых группах (5-6 человек).
В зависимости от интересов воспитанников может получиться, что по какой-то специальности не будет идти обучение, если воспитанники не выберут ее.
Основной курс второго этапа обучения рассчитан на углубленную допрофессиональную подготовку, и связанною с ней практику, что подразумевает большее количество часов на индивидуальные и практические занятия.
1.4. Формы и методы работы по программе
Для сообщения основных знаний по профессии журналиста традиционно применяется классно-урочная форма с лекциями, беседами и практическими занятиями. Однако, совершенно ясно, что допрофессиональная подготовка может проходить только при условии постоянной практической отработки умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания самодеятельных СМИ, когда воспитанник применяет полученные знания в комплексе: от умения написать материал в любом формате жанров и стилей до умения организовать миниредакцию и получить конечный продукт социального значения.
Профессия журналиста - профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на постоянной социальной практике учащихся. Применяются такие формы работы как социологические опросы, пресс-конференции, презентации, создание баз данных, сценариев и программ, выпуск газет, радио и телепрограмм, страниц в Internet, творческие сборы и профильные смены, конкурсы, организация рекламных и PR-компаний и другое (практически все формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации).
Для формирования коллектива и развития коммуникативных свойств личности применяются деловые и ролевые игры, тренинги общения, упражнения на развитие ораторского и актерского мастерства, экскурсии, творческие встречи, походы, капустники и другое.
2.1. Учебно-тематический план обучения
N п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
1.
|
Введение в теорию информации и журналистики
|
30
|
10
|
40
|
1.1.
|
Теория информации
|
10
|
5
|
15
|
1.2.
|
Теория и практика журналиста
|
10
|
5
|
15
|
2.
|
Социальные дисциплины
|
10
|
5
|
15
|
3.
|
Социально-педагогическая поддержка воспитанников
|
|
12
|
12
|
4.
|
Итоговое занятие
|
5
|
6
|
11
|
Итого по общему курсу
|
65
|
43
|
108
|
Спецкурсы
N п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Теория
|
Практика
|
Всего
|
5.1.
|
«Редактор газеты»
|
2
|
10
|
12
|
5.2.
|
«Радиожурналист»
|
2
|
10
|
12
|
5.3.
|
«Электронные СМИ»
|
2
|
10
|
12
|
Итого по спецкурсам
|
6
|
30
|
36
|
Всего за год
|
144
|
|
|
3. Содержание программного материала 3.1. 3.1.1. Общий курс
3.1.1.1. Введение в теорию информации и журналистики
♦ Теория информации Информация. Виды информации. Шумы.
Информационные потоки. Информационное пространство. Информация как
ресурс. Информация и социальные процессы. Информационная культура.
Источники получения информации. Способы информационного воздействия.
Способы получения информации. Способы обработки информации.
Лекции, беседы, круглые столы, практические и индивидуальные занятия, репортерская работа, интервью, творческие задания, создание баз данных и работа с ними, сбор, анализ и систематизация информации.
♦ Теория и практика журналиста Журналистика как профессия. Этика
журналиста. Роль журналиста в обществе. Социальная ответственность
журналиста. История журналистики. Самарская журналистика.
Инструментарий журналиста. Технические средства журналистики.
Стилистика. Информационные жанры. Понятие средства массовой
информации. Газета. Радио. Телевидение. Internet. Как делать газету?
Работа в больших и малых группах, Лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, подготовка материалов для самодеятельных СМИ, редактирование, корректура, верстка газет, операторская и режиссерская работа, выпуск газет, радио и телепрограмм, создание буклетов, пресс-конференции, сотрудничество с различными СМИ города и области.
3.1.1.2. Социальные дисциплины Общие сведения о теории управления.
Управление СМИ. Информационный менеджмент. Общие сведения о
политологии. Социология. Гражданственность. Самоуправление.
Коммуникативная механика
Лекции, беседы, практические занятия, рефераты, социологические опросы, анкетирования, тестирование, тренинги общения. Практическая работа в органах самоуправления МОУ СОШ с.Тимофеевка и медиа - холдинге «СТИМ».
3.1.1.3. Социально-педагогическая поддержка воспитанников
Организация самоуправления в МОУ СОШ с.Тимофеевка, организация содержательного досуга, тематические вечера, творческие встречи, коллективные творческие дела, капустники, туристические походы, экскурсии. Продвижение лучших работ воспитанников в СМИ района, города и области. Практическая работа в органах самоуправления МОУ СОШ с.Тимофеевка и медиа - холдинге «СТИМ».
3.1.1.4. Итоговое занятие Итоговое занятие медиа-холдинга проводится в виде смотра-конкурса «Лучший журналист медиа-холдинга». Положение о смотре-конкурсе разрабатывается воспитанниками и утверждается на Общем собрании медиа-холдинга. Победители награждаются дипломами и ценными подарками.
3.1.2. Спецкурсы
3.1.2.1. Спецкурс «Редактор газеты». Периодическая печать в системе
журналистики. Специфика издательского дела в условиях рынка и структура
современных издательских систем. Принципы организации работы редакции.
Редакционный коллектив как производственно-творческая структура.
Руководство и управление редакцией газеты. Планирование работы редакции.
Секретариат редакции. Отделы редакции. Собкоровская сеть редакции.
Взаимоотношения с внештатными авторами и массовая работа редакции.
Организация труда журналиста. Формирование индивидуального образа газеты. Еженедельник как тип издания. Распространение, экспедирование и доставка периодических изданий.
Лекции, беседы, семинарские занятия, практическая и индивидуальная работа, творческие задания, экскурсии, сбор материала, редактирование, корректура, верстка и выпуск газет, сотрудничество с газетами и журналами города и области.
3.1.2.2. Спецкурс «Радиожурналист». Место радиожурналистики в
системе СМИ. Основные специальности радио. Жанры радиожурналистики.
Требования к сценариям радиопередач. Прямой эфир на радио. Радио как
коллективный характер творчества. Выразительные средства радиопередач.
Специфика работы режиссера на радио. Специфика работы радиооператора.
Работа в больших и малых группах, Лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, операторская и режиссерская работа, подготовка радиопрограмм, редактирование, выпуск радиопрограмм и передач, сотрудничество с радиокомпаниями города и области.
3.1.2.3. Спецкурс «Электронные СМИ». Возрастание роли информационно - электронных связей в современном мире. Мультимедиатизация печатного дела. Электронно-информационная революция в СМИ. Электронные версии газет и журналов. Специальные электронные издания. Сеть Internet как информационное отражение мира. Всемирная паутина - World Wide Web (WWW) как платформа для построения электронных СМИ. Увеличение информационных сетей и изменение ключевой роли журналистов. Модель коммуникационных связей «все - для всех» как наиболее полное удовлетворение информационных интересов аудитории. Реклама и маркетинг в сетевых изданиях. Общедоступные компьютерные терминалы с выходом в Internet. WWW-узел как средство для хранения информации в Internet. Сеть Internet как оперативный способ получения новостей. Легкий доступ к материалам. Дизайн сетевой газеты. Новые типы электронных газетных услуг. Справочная информация об электронной газетной индустрии. Основное программное обеспечение работы журналиста.
Лекции, семинарские занятия, практическая и индивидуальная работа, творческие задания.
Работа на PC, знакомство с программным обеспечением, верстка и дизайн газет, работа с Internet, создание Web-страничек.
3.2.1. Второй этап обучения
3.2.1.1. Рекламное дело. Специфика рекламной деятельности.
Общественный характер рекламы, социальные сферы рекламной деятельности.
Законодательные нормы. Классификация и характеристика средств рекламы.
Методология рекламной деятельности. Поведение потребителя, связанное с
восприятием рекламы. Рекламная кампания. Стратегия рекламного сообщения.
Текстовая основа рекламного сообщения. Основные виды рекламных
сообщений и требования к ним. Изобразительные средства в создании
рекламных текстов. Творчество в составлении рекламных текстов. Реклама
средствами массовой информации. Особенности производства печатной, аудио-
и видеорекламы. Планирование размещения рекламы. PR-компании.
Лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, анкетирования, маркетинговые исследования, практика создания логотипов, рекламных текстов, плакатов, аудио и телевизионных роликов, проведение рекламных и PR-компаний.
3.2.1.2. Методы сбора информации в работе журналиста. Метод сбора информации как форма практического освоения действительности. Специфика и задачисбора материала в журналистском творчестве. Тема журналистского произведения как стимул к сбору информации. Источники информации в работе журналиста. Исследование проблемной ситуации как творческая задача журналиста. Выбор темы как определение «горячей точки» объекта исследования. Определение социального веса факта как принцип его отбора.
Главное и второстепенное в информации. Способы их разграничения. Анализ фактов как способ определения масштаба исследуемой ситуации. Стадии создания авторской концепции журналистского произведения. Этапы творческого процесса от сбора материала до его интерпретации в тексте.
Лекции, круглые столы, практические и индивидуальные занятия, сбор материала, анализ, корректура, редактирование, выпуск газет, радио и телепрограмм., творческие отчеты.
3.2.1.3. Психология общения. Профессиональные качества журналиста.
Коммуникативные технологии. Психологическая корректность. Умение
работать с людьми. Умение работать в команде. Самопознание и
самоопределение.
Лекции, беседы, анкетирование, тестирование, тренинги.
3.2.1.4. Культурная антропология журналиста. Журналистика как
творческая профессия. Место журналистики в мировой культуре. Культурное и
информационное пространство. Система культурных и социальных ценностей
журналиста. Культурное самоопределение журналиста. Западная и
отечественная журналистика.
Лекции, беседы, практические занятия, творческие задания, рефераты, экскурсии.
3.2.1.5. Социально-педагогическая поддержка воспитанников
Организация соуправления школьного совета самоуправления «Школьный Парламент», организация содержательного досуга, тематические вечера, творческие встречи, коллективные творческие дела, капустники, туристические походы, экскурсии.
Продвижение лучших работ воспитанников в СМИ района и области. Продвижение лучших воспитанников на стажировки в СМИ района, города и области. Продвижение лучших воспитанников на ведение спецкурсов в школе.
3.2.1.6. Итоговое занятие. Итоговое занятие проводится в виде
смотра-конкурса «Лучший творческий проект». Положение о смотре-конкурсе
разрабатывается воспитанниками и утверждается на Общем собрании кружка «Юный журналист».
Победители награждаются дипломами и ценными подарками.
3.2.2. Спецкурсы
3.2.2.1. Спецкурс «Редактор газеты». Приемы рациональной организации труда журналиста. Рабочее место журналиста и его инструментарий. Блокнот, картотека, журналистское досье. Диктофон и приемы пользования им. Машинопись и ее место в работе журналиста. Приемы использования телефонной связи в работе журналиста. Электронные средства набора, верстки и тиражирования текста. Фототехника как инструментарий журналиста. Компьютерные технологии в СМИ. Сеть «Internet». Газетные жанры. Основные принципы построения и верстки информационного и рекламного выпусков. Должностные обязанности редактора газеты и квалификационные характеристики.
Работа в больших и малых группах, лекции, беседы, практические и индивидуальные занятия, творческие задания, сбор материала, корректура, верстка, выпуск газет, работа с техническим обеспечением, экскурсии, сотрудничество с газетами города и области
- виды информационных жанров;
- виды средств массовой информации;
- специфика газеты, радио, телевидения и Internet как средств массовой
информации;
основы управления СМИ;
- технические средства журналиста;
основы социологии, политологии и психологии для журналиста. Будут уметь:
собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать базы данных;
- создавать журналистские произведения разных жанров (интервью,
репортажи, заметки, аналитические статьи, обзоры);
планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
- выполнять операторскую и корреспондентскую работу при создании
радио и телепрограмм;
организовывать и проводить пресс-конференции, деловые и ролевые игры, профильные массовые мероприятия; выступать в роли ведущего группы.
В конце первого года обучения каждый воспитанник подготовит не менее 2 учебных материалов по каждому жанру, выступит в качестве организатора одного профильного массового мероприятия. В конце обучения воспитанники: будут знать:
основы рекламы; - понятие рекламной компании; понятие PR;
методы сбора и обработки информации;
должностные обязанности и квалификационные характеристики журналистов различных видов СМИ; структуру деятельности редакции; основы управления; будут уметь:
планировать и проводить рекламные компании; планировать и проводить PR- компании;
вести собственный проект в сфере СМИ от планирования до получения конечного продукта;
руководить работой творческой группой; владеть приемами сбора и обработки информации;
За время обучения в кружке каждый воспитанник должен участвовать в создании не менее 5 номеров газет, теле и радиопрограмм, быть соавтором одно из проектов. Все учебные материалы воспитанников оформляются в альбом-летопись, в котором фиксируются данные о воспитанниках и результаты их деятельности, а также сведения об их дальнейшей судьбе в части выбора профессии.
Летопись ведется также на СD и DVD - дисках, на которые записываются радио и телепередачи, ведется подшивка собственных изданий.
|